- Подробности
- Создано: 06.07.2022 10:27
- Просмотров: 3213
В 2022 году ЦНППМ активно включился в работу по реализации регионального плана-графика («дорожной карты») проекта 500+в (утвержден приказом комитета образования и науки Курской области № 1-198 от 22.02.2022, http://new.kiro46.ru/proekt-500) и регионального Комплекса мер, направленных на создание условий для получения качественного образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях на 2021-2024 гг. (утвержден приказом комитета образования и науки Курской области № 1-1250 от 11.12.2020, http://komobr46.ru/приказ об утверждении Комплекса мер).
Основные направления работы, в которые включены сотрудники ЦНППМ, связаны с организацией работы с педагогами: диагностика профессиональных дефицитов учителей из школ данной категории (в соответствии с региональным планом-графиком), обучение муниципальных тьюторов (очно и в режиме ВКС), предоставление материалов для организации работы тьютора и тьюторанта в ходе составления индивидуального образовательного маршрута педагога, организация выходной диагностики по результатам адресной методической работы. Региональными и муниципальными тьюторами в 2022 запланирована работа с учителями русского языка, математики, биологии, химии, географии, физики, истории.
Диагностические материалы разрабатываются на основе заданий ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», затем рассматриваются экспертами на уровне региона (региональными тьюторами, членами региональных методических объединений педагогов). Выявленные в ходе диагностики профессиональные дефициты являются основой для разработки индивидуального образовательного маршрута педагога, опорными точками которого становятся мероприятия федерального, регионального и муниципального уровня.
Помимо непосредственной работы с педагогами предусмотрено обучение руководителей общеобразовательных организаций в рамках курсовой подготовки и организация обучающих семинаров (записи размещаются на канале YouTube ЦНППМ КИРО Курск).
Работа завершается проведением конкурса программ перехода в эффективный режим работы, который предполагает подведение итогов работы общеобразовательных организаций за год.
План мероприятий ЦНППМ по сопровождению школ с низкими образовательными результатами Курской области (трек «Эффективная школа»).
Ответ:
вариативность содержания программ основного общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:
единиц (компонентов) содержания образования, отражающих предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки (далее – учебный предмет);
целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета (далее – учебный курс);
части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельно тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов (далее – учебный модуль).
Ответ:
содержательный раздел программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
рабочую программу воспитания;
программу коррекционной работы (разрабатывается при наличии в Организации обучающихся с ОВЗ).
32.4. Программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся, помощь в освоении ими программы основного общего образования, в том числе адаптированной.
Программа коррекционной работы должна содержать:
описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
план индивидуально ориентированных диагностических и коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и освоение ими программы основного общего образования, в том числе адаптированной;
рабочие программы коррекционных учебных курсов;
перечень дополнительных коррекционных учебных курсов и их рабочие программы (при наличии);
планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке с целью корректировки индивидуального плана диагностических и коррекционных мероприятий.
Опираясь на данные положения ФГОС ООО, делаем вывод:
Ответ:
для ответа на данный вопрос обратимся к тексту ФГОС ООО, в котором сказано:
В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области и учебные предметы:
Предметные области |
Учебные предметы |
Русский язык и литература |
Русский язык, Литература |
Родной язык и родная литература |
Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Родная литература |
Иностранные языки |
Иностранный язык, Второй иностранный язык |
Математика и информатика |
Математика, Информатика |
Общественнонаучные предметы |
Физика, Химия, Биология |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
- |
Искусство |
Изобразительное искусство, Музыка |
Технология |
Технология |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности |
Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий.
Понимая, что предметная область «Иностранные языки» и входящие в нее предметы «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» являются обязательными, делаем вывод, что все указанные в перечне предметы и предметные области обязательно должны быть представлены.
Ответ:
для ответа на этот вопрос еще раз обратимся к ФГОС НОО и ФГОС ООО как к основным федеральным документам, предъявляющим требования к наполнению учебного плана и составлению ООП в целом. Цитируя ФГОС НОО, находим:
В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию программ начального общего образования осуществляются в соответствии с ФГОС.
Программа начального общего образования обеспечивает право на получение начального общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования в порядке, установленном законодательством об образовании, и Организацией. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию программ начального общего образования осуществляется в соответствии со ФГОС.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули):
Предметные области |
Учебные предметы (учебные модули) |
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык, Литературное чтение |
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Литературное чтение на родном языке |
Иностранный язык |
Иностранный язык |
Математика и информатика |
Математика |
Обществознание и естествознание («окружающий мир») |
Окружающий мир |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики: учебный модуль: «Основы православной культуры»; учебный модуль: «Основы иудейской культуры»; учебный модуль: «Основы буддийской культуры»; учебный модуль: «Основы исламской культуры» |
Для пояснения вопроса с комплектованием учебного плана на уровень основного общего образования обратимся подобным образом к следующим разделам стандарта: п.15, п.33.1, п.45.2, в которых аналогично представленному выше цитированию из ФГОС НОО есть указание на предоставление возможности реализовать право обучающихся посредством реализации программы основного общего образования на изучение родного языка, в том числе русского как родного (связь положений ФГОС со ст.14 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.). Заявление родители пишут обязательно на выбор родного языка для изучения, но не указано их (родителей) право исключить эти предметы и предметные области из обязательного перечня, определяемого ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Ответ:
п.1 ст. 58 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»:
«Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией».
ФГОС НОО:
30.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования должны:
рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, являющихся методическими документами, определяющими организацию образовательного процесса в Организации по определенному учебному предмету, учебному курсу.
На основании изложенного в ФЗ-273 и ФГОС НОО (ООО), понимаем, что разработка подходов к системе оценивания образовательных результатов является полномочием образовательной организации (периодичность, формы контроля, количество и описание оценочных процедур, особенность подходов в рамках разных предметных областей и характеристик особенностей предмета).
Ниже приводим некоторые возможные методические материалы по отслеживанию сформированности метапредметных результатов для использования при реализации общеобразовательных программ:
Ответ:
предметная область «ОДНК НР» входит в число обязательных предметных областей, которые в соответствии с ФГОС ООО должны быть включены в учебный план общеобразовательной организации.
Вместе с тем, ФГОС ООО поясняет, что предметы, излучающиеся в рамках данной предметной области, общеобразовательная организация может предложить сама. Наименование предметов стоит формировать с учетом требований к результатам обучения по данной предметной области, указанные в п.45.8. ФГОС ООО.
Выносить эту предметную область во внеурочную деятельность нельзя, так как это обязательная часть учебного плана; усиливать изучение этой предметной области через ресурсы внеурочной деятельности, безусловно, возможно.
Учитывая, что ФГОС ООО не закрепляет обязательство изучения данной предметной области на протяжении всего периода освоения ООП ООО, то возможен вариант формирования учебного плана, когда изучение данной предметной области определено в отдельных классах (например, только в 5 и 6, или в 5-7 классах, или в 6-8 классах и т.д.)
Ответ:
ФГОС общего образования не регламентирует обязательное количество часов, отводимых на изучение каждого из обязательных предметов учебного плана. Значит, общеобразовательная организация самостоятельно определяет норматив часов на каждый предмет с учетом имеющихся возможностей (кадровых, материально-технических), а также с учетом требований к результатам освоения программы и рациональности распределения предметного содержания в часы учебного плана.
Ответ:
письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году» разъяснен порядок использования учебно-методических комплектов в период перехода на обновленные ФГОС - 2021.
Поскольку обновленный федеральный перечень учебников еще формируется (предполагаемая дата выхода обновленного перечня 01.09.2022г), в указанный период могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 года №254, хотя такой перечень и не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС -2021.
pdf Меркулова О.А. - Паспорт практики.pdf (300 KB)
pdf Меркулова О.А. Презентация.pdf (2.95 MB)
pdf Яковлева Т.Н. - Паспорт практики.pdf (202 KB)
pdf Яковлева Т.Н. Презентация.pdf (1.67 MB)
pdf Рогов А.В. - Паспорт практики.pdf (159 KB)
pdf Рогов А.В. Презентация.pdf (3.63 MB)
pdf Бабкина Е.Н. - Паспорт практики.pdf (346 KB)
pdf Бабкина Е.Н. Презентация.pdf (5.86 MB)
pdf Лапочкин И.Л. - Паспорт практики.pdf (226 KB)
pdf Лапочкин И.Л. Презентация.pdf (8.62 MB)
pdf Барзенкова О.Н. - Паспорт практики.pdf (102 KB)
pdf Барзенкова О.Н. Презентация.pdf (2.31 MB)
pdf Панасенко Л.Д. - Паспорт практики.pdf (151 KB)
pdf Панасенко Л.Д. Презентация.pdf (6.76 MB)
pdf Котова Е.М. - Паспорт практики.pdf (131 KB)
pdf Котова Е.М. Презентация.pdf (3.73 MB)
pdf 1. Чурилова. Паспорт практики (156 KB)
pdf 1. Чурилова. Презентация (1.72 MB)
pdf 2. Фролова Г. Г. Паспорт практики (525 KB)
pdf 2. Фролова. Презентация (1.77 MB)
pdf 3. Снеговая Н. Б. Паспорт практики (525 KB)
pdf 3. Снеговая. Презентация (1.79 MB)
pdf 4. Овчинникова. Паспорт практики (536 KB)
pdf 4. Овчинникова. Презентация (2.18 MB)
pdf 5. Куликова. Паспорт практики (548 KB)
pdf 5. Куликова. Презентация Я наставник (3.36 MB)
pdf 6. Воскобойников. Паспорт практики (246 KB)
pdf 6. Воскобойников. Презентация (1013 KB)
pdf 7. Крупницкая. Презентация (2.06 MB)
pdf 7. Крупницкая. Паспорт практики (545 KB)
pdf 8. Баркова. Паспорт практики (484 KB)
pdf 8. Баркова. Презентация (1.85 MB)
pdf 9. Манжосова. Презентация (1.23 MB)
pdf 9. Манжосова. Паспорт практики (559 KB)
pdf 10. Шимова Н. В. паспорт практики (149 KB)
pdf 10. Шимова Н. В. Презентация ОБПОУ Железногорский ПК (4.99 MB)