Общая
Меню
Участники федерального проекта «Билет в будущее...

Проект «Билет в будущее» – единая модель профориентации,  напр...

Автор: Александр Долженков - 08.07.2025
Подробнее...
Педагог из Курской области – в финале Всероссий...

Подведены итоги отборочного (заочного) этапа конкурса «Первый учите...

Автор: Александр Долженков - 08.07.2025
Подробнее...
Подведены итоги конкурса на присуждение премий ...

Организатор конкурса - Министерство просвещения России.

Автор: Сергей Герасимов - 04.07.2025
Подробнее...
Педагоги из Курской области выступили на Всерос...

Съезд проходит с 30 июня по 5 июля 2025 года в Москве, в МГУ имени ...

Автор: Сергей Герасимов - 03.07.2025
Подробнее...
Методическое сопровождение региональных проектов

В преддверии традиционного августовского форума, посвященного новом...

Автор: Сергей Герасимов - 02.07.2025
Подробнее...
Итоги регионального конкурса «Профиград в кажды...

Подведены итоги второго регионального конкурса «Профиград в каждый ...

Автор: Сергей Герасимов - 01.07.2025
Подробнее...
Единая модель профориентации «Билет в будущее» ...

Всероссийский проект ранней профориентации «Билет в будущее» уже по...

Автор: Сергей Герасимов - 30.06.2025
Подробнее...
Юбилейные Носовские чтения

Доценты кафедры дошкольного, начального образования и коррекционной...

Автор: Сергей Герасимов - 30.06.2025
Подробнее...

Общая

Вопрос: при формировании учебного плана в соответствии с новым ФГОС НОО и ООО можно ли не включать предметные области «Родной язык и родная литература» и «Родной язык и литературное чтение на родном языке»?

Ответ:

для ответа на этот вопрос еще раз обратимся к ФГОС НОО и ФГОС ООО как к основным федеральным документам, предъявляющим требования к наполнению учебного плана и составлению ООП в целом. Цитируя ФГОС НОО, находим:

  1. Содержание начального общего образования определяется программой начального общего образования, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу начального общего образования в соответствии со ФГОС и с учетом соответствующих ОППП.
  2. Программа начального общего образования реализуется на государственном языке Российской Федерации.

В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию программ начального общего образования осуществляются в соответствии с ФГОС.

Программа начального общего образования обеспечивает право на получение начального общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования в порядке, установленном законодательством об образовании, и Организацией. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию программ начального общего образования осуществляется в соответствии со ФГОС.

  1. Программы начального общего образования реализуются Организацией через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

         Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.

         Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

         В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули):

Предметные области

Учебные предметы (учебные модули)

Русский язык и литературное чтение

Русский язык,

Литературное чтение

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации,

Литературное чтение на родном языке

Иностранный язык

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

Обществознание и естествознание

(«окружающий мир»)

Окружающий мир

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики:

учебный модуль: «Основы православной культуры»;

учебный модуль: «Основы иудейской культуры»;

учебный модуль: «Основы буддийской культуры»;

учебный модуль: «Основы исламской культуры»

Для пояснения вопроса с комплектованием учебного плана на уровень основного общего образования обратимся подобным образом к следующим разделам стандарта: п.15, п.33.1, п.45.2, в которых аналогично представленному выше цитированию из ФГОС НОО есть указание на предоставление возможности реализовать право обучающихся посредством реализации программы основного общего образования на изучение родного языка, в том числе русского как родного (связь положений ФГОС со ст.14 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.). Заявление родители пишут обязательно на выбор родного языка для изучения, но не указано их (родителей) право исключить эти предметы и предметные области из обязательного перечня, определяемого ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Вопрос: как в общеобразовательной организации вести оценку метапредметных образовательных результатов?

Ответ:

п.1 ст. 58 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»:

«Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией».

ФГОС НОО:

  1. Результаты освоения программы начального общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля программы начального общего образования, подлежат оцениванию с учетом специфики и особенностей предмета оценивания.

    30.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования должны:

  • обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы начального общего образования;
  • являться содержательной и критериальной основой для разработки:

рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, являющихся методическими документами, определяющими организацию образовательного процесса в Организации по определенному учебному предмету, учебному курсу.

На основании изложенного в ФЗ-273 и ФГОС НОО (ООО), понимаем, что разработка подходов к системе оценивания образовательных результатов является полномочием образовательной организации (периодичность, формы контроля, количество и описание оценочных процедур, особенность подходов в рамках разных предметных областей и характеристик особенностей предмета).

Ниже приводим некоторые возможные методические материалы по отслеживанию сформированности метапредметных результатов для использования при реализации общеобразовательных программ:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  2. Галеева Н. JI. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с.
  3. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажер. 5-6 классы. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.
  4. https://catalog.prosv.ru/item/17423
  5. https://vk.com/wall-143637166_529
  6. https://veshk-obr.ucoz.net/perunova/monitoring_lichnostnykh_i_metapredmetnykh_rezultat.pdf
  7. http://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metodika-otsenivaniya-bazovykh-navykov
  8. https://r1.nubex.ru/s41544f1/f745_9eПриложениекОсновнойобразовательнойпрограммеосновногообщегообразования.pdf

Вопрос: сколько часов физической культуры должно быть в учебном плане?

Ответ:

ФГОС общего образования не регламентирует обязательное количество часов, отводимых на изучение каждого из обязательных предметов учебного плана. Значит, общеобразовательная организация самостоятельно определяет норматив часов на каждый предмет с учетом имеющихся возможностей (кадровых, материально-технических), а также с учетом требований к результатам освоения программы и рациональности распределения предметного содержания в часы учебного плана.

Вопрос: как изучать предметную область «ОДНКНР» в основной школе?

Ответ:

предметная область «ОДНК НР» входит в число обязательных предметных областей, которые в соответствии с ФГОС ООО должны быть включены в учебный план общеобразовательной организации.

Вместе с тем, ФГОС ООО поясняет, что предметы, излучающиеся в рамках данной предметной области, общеобразовательная организация может предложить сама. Наименование предметов стоит формировать с учетом требований к результатам обучения по данной предметной области, указанные в п.45.8. ФГОС ООО.

Выносить эту предметную область во внеурочную деятельность нельзя, так как это обязательная часть учебного плана; усиливать изучение этой предметной области через ресурсы внеурочной деятельности, безусловно, возможно.

Учитывая, что ФГОС ООО не закрепляет обязательство изучения данной предметной области на протяжении всего периода освоения ООП ООО, то возможен вариант формирования учебного плана, когда изучение данной предметной области определено в отдельных классах (например, только в 5 и 6, или в 5-7 классах, или в 6-8 классах и т.д.)

Вопрос: как осуществлять реализацию ООП при отсутствии учебников по новым ФГОС?

Ответ:

письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году» разъяснен порядок использования учебно-методических комплектов в период перехода на обновленные ФГОС - 2021.

Поскольку обновленный федеральный перечень учебников еще формируется (предполагаемая дата выхода обновленного перечня 01.09.2022г), в указанный период могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 года №254, хотя такой перечень и не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС -2021.