Семинар «Формирование и оценивание функциональной грамотности обучающихся – приоритетная задача школы»
Меню

Новости

583
16.03.2023

Семинар «Формирование и оценивание функциональной грамотности обучающихся – приоритетная задача школы»

14 марта 2023 года в 10:00 в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Железногорска состоялся семинар «Формирование и оценивание функциональной грамотности обучающихся – приоритетная задача школы».

Семинар проводился в рамках областного проекта «Методическая поддержка каждого педагога» Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 10.11.2022 № 1284-па.

Открыла работу семинара методист МУ «ГМЦ» г. Железногорска Шалдунова Ирина Анатольевна, которая представила городское методическое объединение учителей естественно-научного цикла. О традициях и инновациях в преподавании информатики и математики рассказали Дурноглазов Евгений Евгеньевич, доцент кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО КИРО и Чаплыгина Мария Евгеньевна, доцент кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО КИРО.

Отдельным вопросом обсудили внедрение ФГИС «Моя школа» на территории Курской области и использование библиотеки ЦОК для обучения информатике. Эти вопросы осветила Колесниченко Ксения Анатольевна, член группы предметного сопровождения педагогических работников по информатике старший преподаватель ЦНППМ ОГБУ ДПО КИРО.

Далее учителя посетили различные уроки и внеурочные занятия по информатике и математике.

На внеурочном занятии во 2 классе ребята с удовольствием программировали робота, чтобы найти сундук с ларчиком «знаний». Внеурочное занятие «Юным умникам и умницам» по теме «А ларчик просто открывался» соответствует программе курса «Юным умникам и умницам» для 2 класса общеобразовательных учреждений, автор — О.А. Холодова «Информатика, логика, математика» (информационная грамотность, социальный интеллект). Темп ведения занятия был оптимальным. Целесообразное распределение времени по этапам занятия повлияло на его эффективность. Аппарат для оценивания деятельности обучающихся, организован с помощью устного опроса, сигнальных карточек, самоконтроля по эталону и самооценки. С целью отслеживания продуктивности занятия для каждого учащегося была проведена рефлексия. Контроль усвоения нового материала происходил на разных этапах занятия. Самостоятельная работа показала, что новый материал учащимися усвоен. Таким образом, структура и организация занятия, отбор содержания учебного материала, формы и приёмы деятельности обеспечили реализацию поставленных перед занятием цели и задач.

В 4 классе ребята для достижения поставленной цели декодировали информацию и знакомились с различными способами кодировки. На уроке был использован частично – поисковый метод, который позволил повторить изученный материал, проверить умения применить полученные знания на практике, способствовал развитию умения сопоставлять, анализировать, обобщать, вовлекал в активную познавательную деятельность каждого. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась благодаря работе в группах, т. к. снимались тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.

С помощью таких пропедевтических занятий информатикой маленький школьник учится ориентации в информационном потоке и алгоритмам обработки и анализа информации, развивает у ребенка критическое мышление, а в целом, повышает уровень интеллекта.

Интегрированный урок математики и информатики в 8 классе «Решение квадратных уравнений» способствовал развитию логического мышления, умениям делать выводы; применять информационные технологии для решения задач в соответствии с современными требованиями. Школьники освоили способ решения квадратных уравнений, составляя программу на языке Python. Ученики пришли к выводу о необходимости интегрированных уроков для наилучшего восприятия материала.

Интегрированный урок информатики и математики в 7 классе на тему «Построение графиков функции» построен согласно методике системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания обучающихся. Для организации деятельности обучающихся на уроке были применены различные формы работы с детьми: индивидуальная (при проверки домашней работы), фронтальная (во время актуализации знаний), групповая (постановка проблемной задачи), фронтальная (во время закрепления учебного материала). Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей обучающихся и их интересов. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности. Урок прошёл в темпе и ритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности обучающихся. Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как обучающихся между собой, так и между обучающимися и учителями. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.

Внеурочное занятие по математике в 9 классе «Решение задач ОГЭ с применением тестирующей системы» прошло на высоком уровне. Школьники повторили все типы задач, связанные с понятием окружность и проверили знания с помощью тестирующей системы «Айрен».

Урок геометрии в 10 классе «Призма» Главное в этом уроке – это подача материала через призму его практического применения знаний. Ученики на уроке были вовлечены в основные мыслительные операции (анализ, обобщение, конкретизация). Этому способствовали примеры из повседневной жизни.  На уроке были соблюдены основные принципы обучения: последовательность, доступность, наглядность, научность, связь науки с практикой. Все этапы урока были согласованы и связаны между собой, переходы между звеньями урока были плавными. Время на уроке было рассчитано целесообразно.

В заключении прошёл круглый стол «Преподавание предметов естественно-научного цикла, как средство повышения функциональной грамотности обучающихся». Учителя отмечали важность развития функциональной грамотности у современных школьников, а также отметили положительно все занятия, увиденные на семинаре.