История Курских театров
Меню
2262
27.01.2023

История Курских театров

 

Курский драматический театр имени А.С. Пушкина – один из старейших в России

Первый любительский театр в Курске появился в 1729 году. Первый профессиональный театр распоряжением курского генерал-губернатора

А.А. Бекшлеева был открыт в 1792 году братьями Брасовыми. Театр располагался в здании Дворянского собрания (сейчас — концертный зал «Свиридовский»).

В 1805 году на сцене театра дебютировал Михаил Щепкин, великий русский актер.

В 1875 году театральное здание сгорело и было вновь отстроено на средства, собранные жителями Курска в 1886 году. До 1886 года постоянной труппы не имел.  В 19 в. на сцене театра блистали корифеи: В.Ф. Комиссаржевская, В.И. Качалов, А.А. Яблочкина.

В 1927 году труппе театра было предоставлено новое здание («Дом Ильича»). Имени Щепкина театр лишился (без объяснения причин). Главным режиссером стал ученик К.С. Станиславского-заслуженный артист РСФСР А.И. Канин. Он создает при театре школу-студию.  В 1928 году Курск утратил статус губернского центра и постоянная труппа была расформирована, восстановлена в 1934 году, после образования Курской области. В 1937 году (по другим сведениям — в 1934) театру было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина.

В период Великой Отечественной войны театр находился в эвакуации, продолжая играть спектакли на сценах других театров в Средней Азии, Калуге и Моршанске. Уже в 1943 году театр вернулся в освобождённый Курск и продолжил свою работу. 1 октября 1943 года состоялось открытие первого послевоенного сезона. С 1956 года главным режиссером является заслуженный артист РСФСР Н.Г. Резников. Труппа сотрудничает с В. Овечкиным, писателем всесоюзной известности.

С 1976 года по 1981 год труппу возглавляет заслуженный деятель искусств УССР В.В. Бортко. За спектакль «Полк идет» М. Шолохова режиссер и ряд актеров получают Серебряные медали имени народного артиста СССР А.Д. Попова. Спектакль «Фаворит» отмечен Министерством культуры Венгерской Народной Республики.

В 1982 году театр возглавляет Ю.В. Бурэ, ныне народный артист РФ, кавалер ордена Почета, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», почетный гражданин Курской области. В 1983 году было открыто новое современное здание театра. В 1985 году по итогам работы за год театр занимает второе место в РСФСР, а уже в 1985 – первое. Труппа много гастролирует: ГДР, Монголия и др.

В 1989 году за спектакль «Маскарад» М.Ю. Лермонтова режиссер-постановщик Ю.В. Бурэ, художник-постановщик В.В. Нестеров и народный артист РСФСР В.И. Ломако удостоены Государственной премии им. К.С. Станиславского.

В 1990 году Малую сцену театра открывают спектаклем «Альпийская баллада» В. Быкова. Сегодня на её подмостках идет семь постановок.

С 1991 года на сценах театра показывают свои дипломные работы выпускники различных образовательных учреждений культуры. Мероприятия получили статус Фестиваля.

В 1995 году вышла в свет книга писателя-краеведа Ю.А. Бугрова «Свет курских рамп», рассказывающая об истории театральной культуры курского края. В 2005 году статус губернаторской театральной премии им. А.П. Буренко приобрела инициатива Ю.В. Буре, представленная еще в 2002 г. На базе Курского колледжа культуры организовано отделение «Актер театра и кино». Сегодня на подмостках театра играют 14 выпускников этого отделения. За спектакль «Традиционный сбор» В. Розова Юрий Бурэ удостоен премии ЦФО.

В 2012 году вышла в свет книга курских журналистов В.Б. и В.В. Кулагиных «Эпоха Бурэ на курской сцене, или К театру с любовью», а в 2017 году – книга С.Д. Малютина «Мой театр».

Труппа Курского драматического театра гастролирует по всей России, представляет спектакли в Белоруссии и других странах.

По материалам

https://www.culture.ru/institutes/10651/kurskii-gosudarstvennyi-dramaticheskii-teatr-imeni-a-s-pushkina

Михаил Щепкин (1788-1863)

Михаил Щепкин родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье Семёна Григорьевича Щепкина, крепостного   графа Г. С. Волкенштейна.

С 1799 по 1801 год Михаил обучался в Суджанском народном училище. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль — слуги Розмарина — в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». В 1801—1802 годах играл в домашнем крепостном театре графа Волкенштейна. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803 год) был суфлёром в Курском городском театре братьев Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. В 1805 году впервые вышел на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье  в роли Андрея-почтаря. С этого времени с разрешения графа Волкенштейна стал играть в театре братьев Барсовых.

В 1816 году Щепкин поступает в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского в Харькове. В 1818 году  генерал-губернатор князь Н. Г. Репнин-Волконский пригласил труппу Штейна в Полтаву, и Щепкин стал актёром Полтавского театра. Директорами театра в это время были А. О. Имберг, правитель канцелярии князя Репнина, и украинский поэт, писатель и драматург И. П. Котляревский. Щепкин занял в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский написал роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Солдат-чародей». Князь Репнин-Волконский решил выкупить крепостного Щепкина у графини Волкенштейн. Для этого он поручил Имбергу организовать спектакль по подписке и сам внёс первые двести рублей. В 1822 году актёр получил вольную.

В марте 1822 года Щепкин вернулся в труппу Штейна, летом играл в спектакле «Опыт искусства» на Ильинской ярмарке в Ромнах, где его увидел чиновник Конторы московских театров драматург В. И. Головин, чья восторженная рекомендация впоследствии привела к приглашению Щепкина в московскую труппу Ф. Ф. Кокошкина. Осенью 1822 года Щепкин выступал в Тульском театре.

В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба-яга в одноимённой комической опере Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Именно в это время начал формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Актёр тщательно прорабатывал роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносил в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.

Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удалось в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставились «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В них актёр создал многогранные, яркие образы Фамусова и Городничего.

В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье, что по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра.

Щепкин был дружен с Т. Г. Шевченко, А. Н. Островским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Н. Грановским, В. Г. Белинским, И. С. Тургеневым. Специально для актёра В. Г. Белинский писал пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк»; А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш перевели для него пьесу Ф. Мэссинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира.

Умер Михаил Щепкин в 1863 г. В память о нем  в 1911 году Курскому драматическому театру было присвоено имя М.С. Щепкина.

Театр юного зрителя «Ровесник» им. И.В. Селиванова

В начале 1966 года, в газете “Курская правда” была опубликована небольшая заметка внештатного корреспондента М. Рожкова, называвшаяся “Рождение ТЮЗа”. Статья содержала подзаголовок: “Интересное дело, инициатором которого стал молодой артист И Селиванов”. Школьники 43-й школы под руководством Игоря Владимировича Селиванова поставили пьесу В.С. Розова “В дороге”. Её премьера состоялась 3 мая 1965 года. Этот день и есть День рождения ТЮЗа “Ровесник”. Однако нельзя не упомянуть имя учителя русского языка и литературы сорок третьей школы (директор – С.М. Бурунский) А.Р. Ерыгиной, которая одной из первых в Курске организовала школьную театральную труппу, впоследствии ставшую ядром ТЮЗа. Владимир Тишко (один из тюзовцев первого набора) писал:

«Родился “Ровесник” там, где и должен был родиться — то есть не на холодном месте. В этой школе существовала самобытная творческая атмосфера, здесь воспитывали именно человека».

Эту атмосферу создавала в том числе Алла Романовна….

Вскоре после спектакля “В дороге” появилось постановление горкома партии, поддерживающее идею создания театра-студии.

Школьный театр в короткий срок стал событием. Для небольшого Курска весть о театральной премьере в несколько дней стала достоянием всех его жителей. Было принято специальное постановление ГК КПСС, закреплявшее существование молодёжного театра. Уже в августе 1966 года газета “Молодая гвардия” поместила объявление о наборе. 230 школьников подали свои заявления с надеждой стать актёрами “Ровесника”, но отбор прошли только 50 человек.

Первые тюзовцы

 В апреле 1978 года гостями ТЮЗа стали известные советские актёры: народная артистка РСФСР Анастасия Вертинская и народный артист РСФСР Пётр Щербаков. Они приехали в Курск, чтобы сыграть на тюзовской сцене вместе с молодыми актёрами спектакль “Провинциальные анекдоты” по пьесе А. Вампилова. В 1979 году “Ровесник” был приглашён к участию в XIV Международном конгрессе и традиционном фестивале Международной ассоциации любительских театров (АИТА), проходившем в Благоев-граде (Болгария) с 13 по 20 июня 1979 г. Работа Курян была признана одной из лучших (Ж.-Б. Мольер “Проделки Скапена”).

 

Сцена из спектакля «Проделки Скапена»

С переездом областного драматического театра имени А.С. Пушкина в новое здание (1983), «Ровесник» переезжает в освободившееся здание (конец 1984 года). В это же время рождается идея создания малой сцены театра. В 1985 году были выпущены долго готовившиеся «Куда уходят дни» («Годы странствий») А. Арбузова (в постановке И.В. Селиванова) и «Чувырла» А. Корина (в постановке И.В. Селиванова и Г.И. Губы). На это же время приходится премьера одной из самых значительных работ «Ровесника» – спектакля по пьесе Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Сразу заметим, что ТЮЗ отважился на его постановку намного раньше (на 9 лет), чем пьеса и автор стали известны широкой публике благодаря фильму Э. Рязанова. Спектакль вызвал бурные споры и противостояние коллектива напору ведущих преподавателей педагогического института. Сезон 1986/87 года коллектива ТЮЗа встречал в условиях особого душевного подъёма – газеты, телевидение и радио сообщили важную для «Ровесника» и всех поклонников театра новость: «За заслуги в развитии советской культуры, литературы, искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся Президиума Верховного Совета СССР Указом от 22 августа 1986 года наградил орденом «Знак Почёта» Селиванова Игоря Владимировича – режиссёра театра юного зрителя “Ровесник”».

19 июля 1987 года «Курская правда» сообщает о том, что «в рамках культурного обмена в нашу страну прибывает западногерманский театр «Зандкорн» из горда Карлсруэ. 20 и 21 июля на сцене курского театра «Ровесник» ставятся два спектакля: «Уроки пантомимы» и пьеса «Всё – театр, это только театр». С ответным визитом в ФРГ в сентябре «Ровесник» выезжает со спектаклями «Проделки Скапена» Ж.- Б. Мольера и «Две стрелы» А. Володина. После возвращения театр ставит спектакль «Завтра была война» Б. Васильева. В ноябре 1988 года «Ровесник» получил приглашение побывать в Скерневицком воеводстве Польской Народной Республики. В этом же сезоне «Ровесник» открывает малую сцену спектаклем «Восточная трибуна» А. Галина. Осенью 1989 года «Ровесник» представляет своим зрителям новую премьеру – спектакль по пьесе Марианны Яблонской «Дьявол в нас сидит». Весной 1990 года театр ставит спектакль по мотивам комедии А.Н. Некрасова «Осенняя скука». Надо также отметить, что сезон 1989/90 года стал для «Ровесника» юбилейным – двадцать пятым! Областные газеты воспроизводят лишь небольшую часть торжеств, посвящённых 25-летию ТЮЗа и 50-летию его художественного руководителя И.В. Селиванова.     Юбилейный вечер вели бывшие актёры ТЮЗа Лариса Преториус (Генеральный директор детского фестиваля “Фестос” и Виктор Мархасёв (старший преподаватель школы-студии МХАТ).   Новый, 26-й сезон театр открыл спектаклем «Ромео и Джульетта», до этого его увидели лишь попавшие на юбилейный вечер. В данный момент театр готовится к своему 40-летию. В 2003 году Селиванову Игорю Владимировичу было присвоено звание Заслуженный деятель искусств РФ.

21 января 2019 года не стало основателя театра «Ровесник», заслуженного деятеля искусств России Игоря Владимировича Селиванова. Пост директора театра заняла заслуженная артистка России Левчук Татьяна Владимировна. Пост художественного руководителя – режиссер театра Селиванов Игорь Игоревич. Театр до сих пор является гордостью курского края!

КУРСКИЙ ТЕАТР-СТУДИЯ «РОВЕСНИК»

  • Лауреат международного фестиваля

  • Трижды лауреат Всероссийского смотра

  • Трижды лауреат Всесоюзного фестиваля

  • Лауреат премии обкома ВЛКСМ

  • Участник творческого отчёта на коллегии Министерства культуры РСФСР

  • Участник творческого показа на научно-практической конференции в Москве

  • Медалисты ВДНХ СССР за рекламу и наглядную агитацию

  • Принимал у себя в рамках фестиваля театр из ФРГ

  • Принимал у себя в рамках фестиваля театр из ФРГ

  • Организация и проведение его выступлений в Москве и в Курске

  • Высокая оценка на Международном фестивале в ФРГ, где участвовало 12 стран, 24 театра, просматривалось свыше 50 спектаклей.

По материалам

https://www.culture.ru/institutes/21682/teatr-yunogo-zritelya-rovesnik-im-i-v-selivanova

 

Курский государственный театр кукол

https://www.culture.ru/theaters/institutes/location-kurskaya-oblast