Климов Дмитрий Степанович
Климов Дмитрий Степанович,
учитель физической культуры Коровинской восьмилетней школы
(сегодня Солнцевской) Солнцевского района
(по материалам учителя истории и обществознания, руководителя школьного историко-краеведческого музея МКОУ «Солнцевская средняя общеобразовательная школа» Солнцевского района Гридасовой Л.Ф.)
Климов Дмитрий Сергеевич (8.11.1921 – 13.01.1986 гг.) был призван на срочную службу в 1940 году. Ему предложили пойти на флот, а он попросил военкома: «Направьте в авиацию». Так Дмитрий Степанович стал курсантом Кировоградской школы младших авиаспециалистов (ШМАС).
Климов Дмитрий Степанович был фронтовым авиамехаником. Ему довелось служить в одной эскадрилье с легендарным лётчиком, Героем Советского Союза Александром Петровичем Маресьевым. В мае 1941 года Дмитрий Степанович попал в истребительный полк, который формировался под Запорожьем, у станции Мокрая. Здесь он сразу же обратил на себя внимание сослуживцев заботой о товарищах, твёрдостью характера и организаторскими способностями. Вскоре был избран секретарём комсомольской организации второй эскадрильи. Там-то и находился на учёте младший лейтенант Маресьев. Климову приходилось не только расписываться в его комсомольском билете в графе об уплате членских взносов, но и не раз советоваться по некоторым вопросам.
О начале войны узнал утром 22 июня, когда вместе с другими техниками и лётчиками смотрел кинокартину «Валерий Чкалов». В зале зажёгся свет, и командир полка объявил о начале войны. Дмитрия с группой механиков (к тому времени он стал старшим механиком по вооружению) командировали в 296-й авиационный истребительный полк. Он прибыл в распоряжение Маресьева.
Начались трудные фронтовые будни. А.П. Маресьев ежедневно совершает до шести боевых вылетов. Механик Климов усиленно «колдовал» над самолётом лейтенанта, а лётчик особенно опекал своего механика. Когда полк расформировали, Маресьева направили в одну часть, Климова в другую. Но через несколько дней приехал политрук и сказал: «Климов, собирайся, Маресьев настоял, чтобы тебя оставили с ним». Так прошли девять военных месяцев. В апреле 1942 года полк, в котором воевали А.П. Маресьев и Д.С. Климов, перебазировался в Старую Руссу. Их аэродром находился вблизи села Градобить. Стояли крепкие морозы. Днём механики снаряжали пулемёты и пушки, ночью набивали ленты патронами. Механикам выдали новые куртки. Маресьев подошёл к своему механику и предложил меняться – меховой комбинезон на куртку, а сапоги на унты. «И тебе теплее и мне прохладнее, а то парюсь в кабине, как в инкубаторе». Так они и воевали до 12 апреля 1942 года: лётчик в куртке и сапогах механика, механик в комбинезоне и унтах лётчика. Иван Степанович потом говорил: «Если бы не мои кирзовые сапоги, Маресьев сберёг бы ноги».
12 апреля лётчики эскадрильи сопровождали бомбардировщиков. С задания вернулись все, а Маресьев произвёл «вынужденную» посадку за линией фронта, западнее деревни Плав Валдайского района Новгородской области. На третий день старшина полка Сысоев и механик Климов отправились на поиски лётчика. Десять дней поисков по передовой, по полевым госпиталям ничего не дали.
Дмитрия Климова перевели в истребительный полк особого назначения, с которым он дошёл до Берлина.
О дальнейшей судьбе лётчика Дмитрий Степанович узнал, прочитав книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Через 18 лет состоялась встреча авиамеханика со своим командиром в Москве. Дмитрий Степанович разыскал адрес и дом на улице Горького и приехал к нему. Потом была вторая встреча ветеранов в июле 1961 года, на которую Дмитрий Степанович приехал со своим сыном. Алексей Петрович подарил с книгу «Повесть о настоящем человеке» сыну своего боевого товарища.
После демобилизации Климов Дмитрий Степанович вернулся в родной Солнцевский район. Он работал инспектором ЦСУ, заместителем директора маслозавода, инструктором райкома партии, а затем учителем физкультуры в Коровинской средней (ныне Солнцевской) школе. Дмитрий Степанович награждён медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «Ветеран труда».