Блинков Николай Иванович
Меню
1366
11.09.2022

Блинков Николай Иванович

 Geor Lenta

Блинков Николай ИвановичБлинков Николай Иванович,

директор средней школы № 93 Юго-Восточной железной дороги (сегодня Касторенской средняя общеобразовательная школа №2)

(по материалам архива МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа №2» Касторенского района)

Блинков Николай Иванович 10.05.1914 родился 10 мая 1914 года в г. Богучар Воронежской области. Его мать Аполлинария Ивановна до революции работала в школе учительницей. Отец, Блинков Иван Яковлевич, был выпускником духовной семинарии, однако он не захотел стать священником, а пошёл в армию вольноопределяющимся. Иван Яковлевич был участником 1-й мировой войны, имел награды, дослужился до офицерского звания – прапорщик, после революции, в годы гражданской войны, сражался на стороне Рабоче-крестьянской Красной армии.

В 1934 году Николай Иванович Блинков решает идти по стопам мамы и поступает в Воронежский государственный педагогический институт на исторический факультет, который окончил в 1938 году. По распределению уехал в Калужскую область, где недолго работал учителем истории в средней школе на узловой железнодорожной станции Фаянсовая Московской железной дороги, открытоой незадолго до этого.

В 1941 году Н.И. Блинкова призвали в ряды Красной армии для прохождения действительной военной службы. Так сложилось, что непосредственно перед началом Великой Отечественной войны, с марта 1941 года, он проходил военную подготовку в 280-м инженерно-сапёрном батальоне, расположенном неподалеку от западной границы. Здесь Николай Иванович и встретил страшное утро 22 июня 1941 года.  

Солдатскими дорогами Николай Иванович прошел всю Великую Отечественную войну с первого дня 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года и вернулся живой, правда, совсем седой. Был сапёром, радиоминёром. Из воспоминаний Алексея Николаевича Блинкова, сына Н.И. Блинкова: «Отец вспоминал, что в те суровые дни, когда под Старой Руссой наши войска выходили из окружения, вначале солдаты питались варевом из оглушенной взрывами рыбы, затем и рыбы не стало. Самым ценным подарком тогда стал для Николая Ивановича кусочек хлеба, который в одной из деревень протянула солдату старушка. С её стороны это был подвиг: свои отступали, уходили, оставляли их на милость врагам, но кусок хлеба, может быть, последний, она отдавала отступающему голодному русскому солдату». Это были трудные дни: на душе – тяжело, перед мирными жителями – стыдно.

Но раскисать солдату некогда было. В карманчике гимнастерки рядом с солдатской капсулой лежала маленькая коробочка с секретным кодом уничтожения, которую нельзя было открывать. В случае нарушения приказа ответственность «по законам военного времени» ложилась бы не только на него, но на всю семью. Н.И. Блинков служил в части, использовавшей, как тогда говорили, технику особой секретности. Речь идёт о еще редких в то время радиоуправляемых фугасах. Во время отступления его подразделение в обстановке строгой секретности минировало объекты, которые в дальнейшем могли быть использованы фашистами. Шли на хитрость: один заряд прятали почти на виду (его немцы находили и успокаивались), более тщательно скрывался мощный радиоуправляемый фугас. За объектом, как правило, следили подпольщики, и, как только в здание заходили крупные военные чины, следовал сигнал от них за линию фронта, а оттуда кодированное радиосообщение давало команду на взрыв. В результате в воздух взлетали немецкие штабы, комендатуры и полицейские участки.

Из воспоминаний сына Н.И. Блинкова: «Отец рассказывал, что в ночь на 14 ноября 1941 года в оккупированном Харькове с помощью радиоуправляемых мин было взорвано здание, в котором располагался штаб 68-й немецкой дивизии. Взрывом убило командира дивизии генерал-майора Георга Брауна, двух офицеров и 13 солдат. Та радиомина была приведена в действие сигналом, исходившим от мощной широковещательной радиостанции, находившейся в Воронеже на расстоянии 556 километров от места взрыва. Подобные акции и организовывало на Северо-западном фронте подразделение, в котором служил ст. сержант Блинков.

Когда Красная армия погнала фашистов прочь, боевая задача 66-ой отдельной инженерной роты специального назначения, в которой воевал Н.И. Блинков, поменялась – приходилось не закладывать мины, а искать «сюрпризы», которые оставлял за собой коварный враг. Тут огромную роль играли профессионализм и инженерная смекалка лучших специалистов, которых было в части немало. А для рядовых солдат и сержантов в этом деле главное – терпение, выносливость и тяжкий труд. Десятки тонн земли перекапывали солдаты, тысячи зарядов обезвреживали под постоянными бомбежками, артобстрелами. Получали ранения, погибали на боевом посту, но задачу выполняли».

Испытал Николай Иванович Блинков за годы войны горечь отступления, тяготы окружения, и судьба подарила ему счастье – быть участником освобождения родной земли и добивать врага уже в его логове на территории Германии. Удивительно, но на войне, в чудовищных условиях, под бомбёжками, среди разрывов снарядов он вёл дневник. Вот запись, сделанная 8 марта 1945 года: «Мы на территории Германии. Заветная минута свершилась. Проезжаем немецкие города в русской «отделке» 1945 года. Город Булиц. Узкие кривые улицы. Площадь. Черная статуя солдафона Вильгельма. Видно, что кое-кто метко выстрелил в переносицу одному из немецких поджигателей». 

Н.И. Блинков встретил Победу в городе Штеттине (теперь это польский Шецин) в рядах 41-й Мото-инженерной Краснознаменной ордена Суворова бригаде. Вот что он писал 8 мая 1945 года: «Днём … пришёл слух о конце войны. Ждём подтверждения по радио, но его нет. Дежурили у приёмника до часу ночи, но нет. В 2.30 зенитки как начали пальбу. В небе фейерверки трассирующих пуль. Лучи прожекторов ходят по небу…». Наполненная радостью и счастьем, но по-мужски сдержанная запись 9 мая 1945 года (цифра 9 подчёркнута трижды): «Разбудил Степан Андреевич – радостная весть. Война кончилась!!! В городе беспрерывная пальба из автоматов, пистолетов. Крики «Ура!» Пишу письмо маме. Митинг. Я выступил тоже. Солнечный день. Этот день – праздник Победы».

Но война для минеров продолжалась и после 9 мая 1945 года. 17 мая 1945 года Николай Иванович напишет: «Сегодня при разминировании берега ранен противопехотной миной Казаков… В госпитале ему отрезали ногу. Тяжелая трагедия особенного для него – молодого лихого парня без профессии…». Война закончилась! А её эхо ещё долго будет катиться по стране, по судьбам людей.

Старший сержант Николай Иванович Блинков вернулся с войны только в августе 1945 года, был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы» и «За Победу над Германией».

После войны Н.И. Блинков работал инспектором отдела учебных заведений Министерства путей сообщения, затем директором школы-интерната станции Елец, потом, с 1957 года по 1978 год, директором средней школы №93 Юго-Восточной железной дороги.  

Начинал Н.И. Блинков работать директором школы ещё в старом здании, располагавшемся в непосредственной близости от станции Касторная-Восточная. Оно было построено недалеко от разрушенного бомбёжками здания железнодорожной школы №12. О Николае Ивановиче как об учителе и директоре школы у коллег и выпускников сохранились самые добрые и светлые  воспоминания. Все отмечают, что это был высокий, статный, седовласый мужчина, порядочный и честный человек, с чувством собственного достоинства, уважительный к окружающим.

Несомненно, война наложила свой отпечаток на характер Николая Ивановича. Во время интервью люди, знавшие Н.И. Блинкова, описывая годы его директорства, чаще всего употребляли такие слова, как порядок и дисциплина. Интересно и то, что коллеги подчёркивали одно важное качество личности Николая Ивановича – умение поддержать человека в трудную минуту, помочь сделать первые шаги молодому учителю. Он был невероятным энтузиастом, человеком слова и дела.

Так, Щербатых Галина Михайловна, учитель-пенсионер вспоминала: «Познакомилась я с Николаем Ивановичем Блинковым будучи студенткой-практиканткой. Он был моим наставником во время практики в 1962 году. Запомнились его аккуратность, вежливость в общении, внимательность и желание помочь. Он всегда подсказывал, направлял, давал ценные советы. Николай Иванович придумал способ поощрения лучших в учебной и общественной деятельности классов. Это были поездки по интересным местам страны. Мальчишки и девчонки из глубинки смогли побывать на ВДНХ, на Красной площади, увидеть Кремль. Эти впечатления остались на всю жизнь».

У Г.В. Купавых, выпускницы школы, сохранились интересные воспоминания, связанные со школой. Смеясь, она рассказала о том, как однажды на уроке во 2 классе учительница рассказывала им про В.И. Ленина, описывая его как седого доброго дедушку, который очень любит детей. Весь класс обернулся и восхищённо поглядел на Николая Ивановича, сидевшего за последней партой. Они были уверены: это Ленин.

Поделилась Г.В. Купавых и своими трогательными детскими впечатлениями о новогодних праздниках: «Мы испытывали невероятное волнение, когда шли по коридору, отделявшему основное здание от актового зала. Все, без исключения, в новогодних костюмах. Были и уникальные, просто произведения искусства. Так торжественно всё было! Николай Иванович любил присутствовать на всех детских праздниках, всегда шутил, смеялся, водил с нами хороводы».

Другой выпускник школы, Солодилов Сергей Васильевич (сегодня учитель биологии Касторенской СОШ № 2), с гордостью рассказал о том, что именно при Блинкове Н.И. новогодняя ёлка начала крутиться, вызывая восторг у детей и взрослых. Это произошло благодаря замечательной идее Николая Ивановича и золотым рукам Прусихина Валентина Евгеньевича, учителя технологии и рисования.

Возникла необходимость в новом здании. В том, что оно появилось, велика заслуга опять же Николая Ивановича Блинкова. Он не только ходатайствовал по поводу его строительства, но и развернул активную работу уже во время строительства: организовывал субботники, привлекая родителей и ребят из старших классов. Все они дружно помогали строителям в уборке строительного мусора. Так хотелось поскорее начать учиться в новой школе!

В новой школе – всё по-новому: пособия, таблицы, мебель. Николай Иванович поддержал идею создания радиогазеты. Ежедневно активисты школы по школьному радио сообщали последние новости, рассказывали о предстоящих событиях. Галина Серафимовна Ущаповская, ветеран педагогического труда, отмечает: «Николай Иванович был человеком очень деятельным, душой болел за школу, и от других ждал того же». Это подтверждают и записи педагогических советов.

Лунёва Антонина Егоровна, учитель-пенсионер, историк, вспоминала, что Николай Иванович, помимо всего прочего, был ещё и отличным профессионалом, великолепным методистом. Его уважали и взрослые, и дети. А родители ходили на родительские собрания, чтобы послушать именно его.  

Н.И. Блинков был героем на войне и после войны жил по совести. Солдатская выправка, приобретённая на войне, житейская мудрость, умение радоваться за других, нести ответственность и любить своё дело искренне, самозабвенно – такими качествами обладал Блинков Николай Иванович.

zvezda