Коршин Александр Никонорович
Коршин Александр Никонорович,
преподаватель и председателя методической комиссии
по подготовке водителей для Вооружённых сил СПТУ №5 г.Курска
(по материалам преподавателя социальных дисциплин Ивановой И.Л., преподавателя истории Павловой Ж.М., преподавателя биологии и химии Морозовой О.Н. ОБПОУ «Курский автотехнический колледж» г. Курска)
Коршин Александр Никонорович родился 12 июля 1924 года в селе Спиридоновка, в нынешнем Татарстане, ближе к границе Башкирии, в семье крестьянина-середняка. Родился в Петров день, но имя дали Александр, так как брат Пётр тоже родился в этот день в 1922 году. Семья была очень трудолюбивая и жила в достатке.
В период с 1929 года по 1933 год в селе Спиридоновка проводилась коллективизация сельского хозяйства. Глава семьи не хотел вступать в колхоз. От сердечного приступа умерла мать. При странных обстоятельствах погиб отец. Семь детей остались сиротами. С 12 лет Александр пошёл работать в колхоз.
У мальчика было сильное желание учиться. В школу пошёл в 1935 году. В сентябре 1940 года он поступил в 8 класс. Но тогда ввели платное обучение в старших классах – 150 рублей. У Александра этих денег не было. Стал искать выход. Спасло «Постановление Советского правительства о профессиональном – техническом обучении молодых кадров». Александр сразу решил поступать в профтехучилище.
В мае 1941 года выпускные экзамены сдал на отлично и получил удостоверение об окончании школы фабрично-заводского обучения. В субботу, 21 июня 1941 года, Александр с ребятами договорились в воскресенье идти на гулянье в ближайшую балку. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года он работал в шахте. Утром его разбудила дежурная с криком: «Вставай! Война»! В это время как раз выступал министр иностранных дел Молотов.
ВОЙНА! Это суровое слово с быстротой молнии пронеслось среди жителей нашего посёлка. Женщины плакали. Мужчины посуровели. Я сразу побежал к ребятам сообщить о беде, нависшей над нашей Родиной. Объявили о мобилизации. Создали пункт сбора мобилизованных. Сразу им выдали оружие. Люди прощались, плакали. Все понимали, что из этой страшной войны многие не вернутся.
В конце ноября 1941 года Александр вернулся в Спиридоновку. Родной край, родное село, родная природа, а радости мало. Жили одним стремлением «Всё для фронта, всё для Победы». Держалось всё на плечах женщин, стариков, подростков и инвалидов. В армию он не мог попасть. Но осталось одно желание – быстрее уехать на фронт, разгромить фашистов. 16 августа 1942 г меня пришла повестка в Шугуровский райвоенкомат.
Александр Никонорович вспоминает: «Мы были патриотами Родины, морально подготовлены к защите своего Отечества и шли в армию с желанием, а в душе испытывали какое-то неизведанное чувство. Что ждёт нас впереди, как сложится моя судьба? ... 18 сентября 1942 года мы приняли присягу, дали клятву на верность Родине…. 23 ноября 1942 года командиры провели с нами беседу, что завтра в бой. Накануне наступления я думал о своей жизни и молил Бога, чтобы выйти из боя живым, или, если суждено, быть убитым, но не калекой, так как я сирота и некому за мной ухаживать. Чем ближе было начало нашего наступления, тем сильнее ощущал я нараставшее волнение. Ведь это первый серьёзный бой с противником, хотя я с ним встречался в1941 году в Донбассе, не раз побывал под бомбёжками немецких самолётов, но это не то. Теперь лицом к лицу придётся встретиться с врагом в бою. 24 ноября рано утром старшина роты накормил нас ароматной гречневой кашей с мясом.»
Ярким воспоминанием для Александра Никоноровича осталась встреча с гражданским немецким населением Германии: «Все подвалы и бомбоубежища были переполнены стариками, женщинами, детьми. Они в страхе смотрели на нас и ждали, когда мы их будем расстреливать. Но вскоре они убедились, что мы не убийцы. А когда мы их стали бесплатно кормить, то они повеселели и стали благодарить нас за помощь. Помню, когда мы пришли с передовой за продовольствием, увидели у нашей кухни очередь стариков, женщин и детей с мисками и котелками. При подходе к повару каждый из них говорил «Гитлер капут». Как будто, если он не скажет эти слова, то повар ему не нальёт и не даст хлеба. Было организовано продовольственное снабжение всего населения Берлина. Фашисты этого у нас не делали.»
Александр Никонорович вспоминал день о капитуляции Германии: «В Прагу мы зашли за танкистами утром 9 мая. Население Праги встретило нас как своих освободителей. Встреча была радостная, душевная. Цветы, объятия. Не успели остановиться, как нас окружили, нарядно одетые, с цветами в руках, пражане. Сразу пригласили нас к себе в гости… Десятого мая 1945 года нашу бригаду вывели из города Праги и расположились на лугу за городом. Здесь мы стали готовиться к отправке на Дальний Восток».
Из Советских Вооружённых сил уволен 2 октября 1972 года с присвоением воинского звания Полковник. Прослужил 30 лет, 25 из них – офицером.
В течение 20 лет Александр Никонорович готовил водителей для Армии в системе Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России города Острогожска Воронежской области. После переезда в город Курск, поступил на работу в СПТУ №5 (ныне ОБПОУ «Курский автотехнический колледж») на должность преподавателя и председателя методической комиссии по подготовке водителей для Вооружённых Сил.
Закончил свою трудовую деятельность в 1991 году, имея трудовой стаж 55 лет. Принимал участие в работе Совета ветеранов Сеймского округа города Курска, проводил военно-патриотическую работу в школах, профтехучилищах и других организациях.
Александр Никонорович говорил своим студентам: «Дорогие ребята! Берегите плоды нашей Победы, будьте достойны подвигов ваших отцов и дедов. Храните и умножайте славные боевые традиции. Берегите так дорого завоёванный мир! Будьте всегда в готовности постоять за нашу Родину и счастье людей.»