Степаненко Александр Георгиевич
Меню
2556
03.05.2022

Степаненко Александр Георгиевич

Geor Lenta

74Степаненко Александр Георгиевич,

учитель географии Карыжской школы Глушковского района 

(по материалам учителя физики Карыжского филиала МКОУ «Коровяковская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Кругловенко В.Я.)

Александр Георгиевич Степаненко родился в 1915 году в городе Верхний Луганской области.

Был призван в армию в июле 1941 года. Окончив в 1942 году Мичуринское военно-инженерное училище, и получив звание лейтенанта инженерных войск, был направлен в распоряжение Крымского фронта. Защищал завод имени Войкова вблизи города Керчи.

Находясь в катакомбах Аджимушкая в качестве командира взвода, воевал против немецких захватчиков, оккупировавших город Керчь. Александр Георгиевич находился в составе оборонительного участка резерва Крымского фронта, был начальником запасного секретного выхода.

Из воспоминаний Александра Георгиевича Степаненко: «…После окончания Мичуринского военно-инженерного училища в городе Бийске Алтайского края в 1942 года, я был откомандирован вместе с группой офицеров в резерве комсостава крымского фронта, а затем был направлен в сапёрную роту 768 стрелкового полка 138 стрелковой дивизии 44 действующей армии Крымского фронта в качестве командира сапёрного взвода. Наша воинская часть располагалась вблизи портового города Керчь, расположенного на узком перешейке восточного побережья Крымского полуострова.

В начале мая 1942 года со стороны крымского перешейка немецко-фашистские войска двигались на юг, с целью овладения Крымом в считанные дни. В северной части Крыма на Перекопском перешейке были сооружены нашими войсками мощные фортификационные сооружения (доты и дзоты). Но немцы эти сооружения быстро обошли через Сиваш с помощью понтонной переправы и быстро двинулись на юг по степным просторам Крыма.

На юге Крыма немецко-фашистские войска встретили сопротивление 44,48 и 52 действующих армий фронта. Началась ожесточённая битва. Наши потери были огромны, но солдаты стояли насмерть. Позади было Чёрное море. Отступить можно было только через Керченский пролив на Таманский полуостров. Наша воинская часть стояла вблизи города Керчи на обороне металлургического завода имени Войкова. Этот завод был ограждён метровой стеной из железобетона и являлся надёжной преградой для наступления немецко-фашистских захватчиков. Город Керчь был подготовлен для отпора врага. Но военная техника у немцев сильно превосходила вооружение нашей армии. Наша армия в Крыму была вооружена трёхлинейными винтовками образца 1891 года (карабинами) и горно-конные отряды защищали полуостров.

Больше двух недель шли бои за Керчь, но силы противника превосходили, и немцы овладели Керчью в конце мая 1942 года. Только город Севастополь ещё держался в руках наших войск до 3 июля 1942 года, а весь Крым был занят немцами.

Командующие армиями и командующий фронтом генерал – полковник Козлов не сумели сдержать панику в войсках, да и представитель ставки главного командования Мехлис (начальник политуправления) недоверчиво относился к ответственным военачальникам. Да и нависшее поражение Крыма вынуждало срочно эвакуировать часть войск и боевой техники через пролив.

Эвакуированы были главным образом штабы крупных военных подразделений. Задача сдерживать натиск противника к проливу легла на нашу 138 стрелковую дивизию и наш 768 стрелковый полк. Это дало возможность эвакуироваться почти всем подразделениям.

Подразделения, оставшиеся в Керчи, заняли оборону в каменоломнях (Аджимушкайских, Багеровских, Малых и др.)

Из тех, кто остался, был организован оборонительный участок по типу стрелкового полка (его называли «подземный гарнизон»). Командование оборонительным участком было поручено полковнику Ягунову Павлу Максимовичу. Подземный гарнизон был блокирован немецкими войсками. Все возможные выходы были опутаны колючей проволокой, заминированы проходы, и немцы выставили возле входов охрану, так как знали, что «подземный гарнизон» представлял для них большую опасность. Наши подразделения начали действовать, снимали охрану и прорывались в тыл к немцам и наносили урон в живой силе и технике.

Но наши силы слабели, недоедание приводило к истощению, заболеваниям. Уменьшилась боеспособность наших войск. В июле немцы стали применять газовые атаки. Мы строили газоубежища, но когда немцы стали накачивать газ компрессором, то наши потери росли. Газ был удушливым, и если  хоть раз вдохнуть его, то раздражались дыхательные пути и поражались так, что наступала смерть.

Наш «подземный гарнизон» действовал 170 дней с конца мая до начала октября 1942 года. Командование объявило о прекращении сопротивления. Большинство обессиленных и истощённых сдались на милость победителя, многие умерли прямо в подземелье, и только некоторые сумели попасть в партизанские отряды Старого Крыма и соединиться с действующей армией в 1943 году. Наше сопротивление закончилось, но у всех живых на устах был лозунг «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Многие погибли у меня на глазах: полковник Л. Лгунов, батальонный комиссар И.П. Парахин, капитан Левицкий И.И., майор Попов Н.Н., военврач I ранга Асеев И.В., военврач III ранга Петруйнов И.Ф., лейтенант Марченко В.И., Сергиенко В.И. (житель села Званное) и другие».

Война закончилась, Александр Георгиевич вернулся домой. В 1953 году окончил Курский государственный педагогический институт. В 1960 году поступил на работу в Карыжскую школу Глушковского района, преподавал географию.

zvezda