Олейников Григорий Романович
Меню
978
02.05.2022

Олейников Григорий Романович

Geor Lenta

71Олейников Григорий Романович,

учитель физики и математики Розгребельской

школы Большесолдатского района

(по материалам учителя географии и краеведения МКОУ «Розгребельская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области Тороховой Л.Г.)

Олейников Григорий Романович родился 15 сентября 1923 года в поселке Первомайский Большесолдатского района Курской области. Рос он в большой крестьянской семье, состоящей из 9 человек: двое родителей и семеро детей. В 1934 году окончил Первомайскую начальную школу. В 1940 году получил аттестат о среднем образовании, окончив Большесолдатскую среднюю школу. Григорий Романович решил стать военным и подал заявление в Тамбовское военное училище, но не прошел медицинскую комиссию. По этой же причине не был призван на военную службу с самого начала войны.

Только после освобождения Большесолдатского района от фашистских захватчиков в феврале 1943 года начался его боевой путь. Олейников был зачислен во взвод управления связи 2-го дивизиона 632-го артиллерийского полка. Ему выдали винтовку, телефон, телефонную катушку с проводом, так началась фронтовая жизнь связиста. Обращаться с оружием его научили еще до армии, а что касается обязанности связиста, то она заключалась в следующем: необходимо было протянуть провод до тех точек, с какими требовалось поддерживать связь командиру полка и обеспечивать ее постоянно. Довольно часто из-за бомбежек происходил обрыв проводов, ведущий к потере связи, а значит, к потере управления войсками и, в конечном итоге, к поражению. Поэтому повреждение надо было срочно исправлять под любым огнем противника.

Связь он прокладывал в любую погоду: в дождь и метель, в жару и стужу. Он рассказывал, как сидя на дне окопа в болоте под обстрелом врага, вычерпывал каской воду. Шинель была мокрой, а в мороз становилась колом и неимоверно тяжелой, но сушить было негде и некогда. Рискуя жизнью, в любую погоду и время суток, он тянул связь, от которой зависел ход боевых действий, и докладывал командованию по рации после прибытия к месту назначения, что связь установлена. Но поступал новый приказ, шли в наступление. Провод надо было быстро смотать и проложить в новых условиях и новом месте. Однажды, сматывая провод, он услышал на другом конце немецкую речь, а, значит, он шел в лапы к немцам. Они ждали его, зная, что русский связист, сматывая провод, обязательно придет в это место и заранее радовались такой наживке. Но мысли работали быстро, провод пришлось обрезать и уходить, пока немцы не обнаружили его. Взвалив на себя катушку с проводом, он спешил в штаб дивизии, где его с нетерпением ждали, чтобы отдать новый приказ.

Григорий Романович рассказал однажды случай из военных будней. Он с товарищем возвращался в часть с катушкой на лошадке, которая появилась при штабе дивизии. Немцы обнаружили их и открыли огонь на поражение. Лошадь перешла в галоп и бежала изо всех сил. Ее ранило осколком в живот, кишки вывалились и волоклись по дороге, но она все скакала… Они ушли от смерти, но спасительница теряла силы… и упала.  Пришлось оставить лошадь.… Как жаль, что ничем ей не могли помочь. Связисты осмотрели повозку, она вся была изрешечена пулями, а сами чудом, спаслись без единой царапины. Дальше несли катушку пешком. Но как только отошли от лошади, она подняла голову и так жалобно заржала. Сердце сжалось от боли. Товарищ сказал: «Пусть не мучится, жалко, но ничем не поможешь…» и выстрелил прямо в голову. Шли молча, каждый думал о своем.

За всю войну Григорий Романович не получил серьезных ранений, хотя постоянно ходил по краю бездны.

Часто не спал несколько суток, ноги гудели от усталости, но успокаивало лишь одно, что наши войска наступали и гнали немцев на запад, освобождая родную землю от фашистской нечисти.

Григорий Романович рассказывал о подготовке к Курской битве: «Вначале наш полк стоял в обороне на границе с Сумской областью Украины. Артиллеристы занимались пристрелкой всех мест, где могли делать вылазки немцы. Как-то немцы сумели близко подобраться к командному пункту батареи. Я в это время дежурил на 4-ой огневой позиции. Разведчики заметили фашистов и сообщили мне по телефону. Я быстро передал об этом артиллеристам, которые открыли огонь и уничтожили немцев».

Григорий Романович участвовал в освобождении города Сумы, Киева и многих украинских сел. «Особенно тяжелые бои были при взятии украинского села Лютеж. Немцы занимали выгодную позицию, находясь на высотке. Наши войска находились на заболоченной низине, как на ладони перед немцами. Несколько раз село переходило из рук в руки. Наши воины мужественно сражались, выполняя приказ командования. С помощью артиллерии мы взяли, наконец, село, но много наших полегло там. Как сейчас перед глазами ужасная картина, которую мы увидели в селе после боев: среди пепелища под обгоревшим деревом сидела старенькая женщина с отрешенным лицом, и больше ни одной живой души мы не встретили здесь! Все разбито, разрушено и сожжено! Как это забыть?»

В перерывах между боями вспоминал свой дом, родителей, писал короткие письма родным, в которых было «все хорошо, гоним фрицев на запад, скоро увидимся!» Великое счастье для родителей, что все четверо сыновей вернулись с войны живыми! Редкий был случай в селе, когда все возвращались в полном составе, чаще кто-то из семьи погибал, и приходили в село похоронки.

За умелые действия по обеспечению связи в этих боях, Олейников Григорий Романович был награжден боевой наградой – медалью «За боевые заслуги». Дальше боевой путь связиста проходил по дорогам Белоруссии, Румынии, Венгрии, Чехословакии. С радостью встречали своих освободителей народы этих стран, особенно чехи, угощали воинов вкусным домашним хлебом. А 9 мая 1945 года под Прагой из газеты «Знамя Победы», которую принес в полк утром политорганизатор, узнали о капитуляции Германии. Какая радость охватила всех! Все повторяли со слезами на глазах: «Победа! Победа! Победа!»

После окончания войны Григорий Романович прослужил в армии еще два года и в марте 1947 года вернулся домой. Вскоре женился на Марии. Был примерным семьянином. Прожили в любви и согласии почти 40 лет. В дружной семье родились дети: Борис, Виктор и Людмила.

В 1947 году Григорий Романович поступил на работу в финансовый отдел Большесолдатского райисполкома налоговым инспектором. В августе 1949 года был освобожден от занимаемой должности, в связи с поступлением на учебу в Суджанский учительский институт.

В августе 1951 года был назначен на работу преподавателем математики и физики в Розребельскую семилетнюю школу Большесолдатского района Курской области. На работу ходил пешком 7 км в один конец. Весной река Суджа разливалась, поэтому частенько набирал полные сапоги воды, вылив воду, шел дальше, там ждут дети, опаздывать нельзя.

В 1962 году, по семейным обстоятельствам, Григорий Романович был переведен в Ржавскую школу и назначен завучем. До школы теперь было пройти 3 км.

В 1965 году вновь переведен учителем математики в Розгребельскую восьмилетнюю школу в связи с переездом семьи на новое место жительст

zvezda