');>

     26 октября  2017 г.  в рамках деловой  программы проведения регионального отборочного этапа III Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» в Курской области были организованы  модерационный семинар «Формирование инклюзивной образовательной среды в условиях новой экономической реальности: опыт Курской области»  и круглый стол «Региональные практики и проблемы социальной интеграции и реабилитации лиц с инвалидностью и семей, воспитывающих детей-инвалидов». Организаторами мероприятий деловой программы  выступили комитет образования и науки Курской области, ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж».

       Участниками мероприятий деловой программы стали около 150 человек: представители структурных подразделений Администрации Курской области, административные и педагогические работники  общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, представители общественных организаций инвалидов.

   Участники деловой программы познакомились с практическим опытом развития инклюзивного образования  на примере деятельности общеобразовательных организаций и  базовой профессиональной образовательной организации – ОБПОУ «Курский государственных политехнический колледж».

     Модерационный семинар  «Формирование инклюзивной образовательной среды в условиях новой экономической реальности: опыт Курской области»  был организован  в Курском институте развития образования  26 октября 2017 г. С приветственным словом к его участникам обратилась  Подчалимова Галина Николаевна, ректор ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», доктор педагогических наук, профессор, Отличник народного просвещения, Заслуженный работник высшей школы РФ. Она познакомила участников семинара с основными вехами развития движения Абилимпикс в Курской области, отметив важность  проведения конкурсов профессионального мастерства для лиц с инвалидностью, поскольку они позволяют им получить большие шансы на трудоустройство.

     Модератором семинара выступала доцент  кафедры профессионального образования КИРО Лилия Васильевна Некрасова. 

      Состояние и перспективы развития инклюзивного среднего профессионального образования в Курской области  охарактеризовала в своем докладе  Семенова Наталья Николаевна, начальник отдела среднего и дополнительного профессионального образования, профессионального обучения комитета образования и науки Курской области. Она приводила статистические данные о численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся в профессиональных образовательных  организациях региона, о спектре реализуемых адаптированных образовательных программ СПО, о формировании архитектурной доступности  зданий, помещений и территории техникумов и колледжей.

     В докладе   Грибановой Елены Михайловны, заместителя директора по инклюзивному образованию, комплектованию и трудоустройству ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж», была охарактеризована текущая деятельность базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов, а также перспективы её развития.  Елена Михайловна проинформировала участников семинара  о результатах работы Сетевого ресурсного центра профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ, а также о создании  в 2018 году на базе  Курского государственного политехнического колледжа  регионального ресурсного центра работы учебно-методического центра инклюзивного образования инвалидов по направлению «Информатика».

     Старкова Ольга Александровна, начальник отдела профессиональной ориентации и профессионального обучения комитета по труду и занятости населения Курской области, охарактеризовала новации в работе службы занятости региона, направленной на содействие занятости и  повышение конкурентоспособности безработных инвалидов.  Она привела статистику оказания государственных услуг по содействию занятости инвалидов,  отметив,  что в регионе разработан  регламент межведомственного взаимодействия органов службы занятости и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, органов управления образованием по улучшению профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов.  

    В выступлении доцента кафедры профессионального образования КИРО Некрасовой  Лилии Васильевны были приведены основные характеристики цифровой экономики  как новой  экономической реальности, её влияние на рынок труда через появление одних   профессий и устаревание  других. В продолжение темы, затронутой в выступлении Старковой О.А., Некрасова Л.В. отметила, что  Министерством труда и социальной защиты РФ установлено целевое  значение показателя «Доля  работающих инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста»  (37%), которое является  самым  большим среди областей Центрального федерального  округа. Она  познакомила присутствующих  с такими формами занятости молодых инвалидов, как  трудовая занятость, поддерживаемое (сопровождаемое)  трудоустройство, социальная занятость, временная и  гибкая занятость (в режиме неполного рабочего дня и дистанционная). Особый акцент в своем выступлении Лилия Васильевна сделала на сопровождаемом  трудоустройстве молодых инвалидов, услуги которого оказывают не только службы занятости, но и социально ориентированные некоммерческие организации.

   Вопросы подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в условиях инклюзивной образовательной среды осветил в своем докладе  Лукьянов Владимир Викторович, декан дефектологического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный университет». Он  познакомил присутствующих как с  перечнем программ высшего образования, так и с программами профессиональной переподготовки в области специального дефектологического образования, реализуемых на дефектологическом факультете КГУ. Владимир  Викторович назвал  новые программы дополнительного образования, планируемые к реализации в  2017-2018 учебном  году: «Технологии тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации» и «Реализация программы социального тьюторства».

   Первая часть модерационного семинара закончилась выступлением Почетного работника СПО РФ, Заслуженного  работника культуры РФ, преподавателя ФКПОУ «Курский музыкальный колледж-интернат слепых» Минтруда России  Сбитневой  Жанны Григорьевны. Благодаря выступлению участницы регионального  этапа III Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» в Курской области, студентки 2 курса Курского музыкального колледжа-интерната слепых Татьяны Рожковой,  которая исполнила два  отрывка из произведений   для фортепиано  различной эмоциональной окраски (Соната № 39 Вольфганга Амадея Моцарма и Грустный вальс  Т.М.Сибелиуса), участники модерационного семинара смогли на практике познакомиться с технологиями развития эмоциально-волевой сферы у студентов с патологией зрительного анализатора.

    Во второй  части модерационного семинара  состоялся обмен лучшими практиками формирования инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях Курской области.

     Решение проблем трудовой интеграции детей с интеллектуальными нарушениями посредством создания классов с углубленной трудовой подготовкой представила в своём докладе Фатеева Оксана Алексеевна, директор ОКОУ «Курская школа для детей с ОВЗ «Ступени». Она прокомментировала результаты сравнительного анализа опасений относительно трудоустройства, имеющихся у  учащихся девятых классов  и  рабочих на производстве, а также   особенности послешкольного выбора, который делают учащиеся с     интеллектуальными нарушения. Основной упор в своем докладе Оксана  Алексеевна сделала на   функционировании классов с углубленной трудовой подготовкой и результатах трудоустройства выпускников этих классов. Обучение в этих классах позволяет учащимся с интеллектуальными нарушениями  получить более глубокие профессиональные знания и умения; сократить сроки адаптации в учреждениях начального профессионального образования, а также увеличить количество выпускников, поступающих в профессиональные училища по окончании обучения в школе; создает предпосылки для достижения ими большей социальной зрелости к началу самостоятельной жизни; в частности, повышается степень осознанного  выбора дальнейшей трудовой деятельности.

     Мастер   производственного обучения ОБПОУ «Курский монтажный техникум», главный региональный эксперт по компетенции «Малярное дело»,   Людмила Даниловна Иванова, впервые представлявшая Курскую область на Национальном чемпионате  Абилимпикс 2015 года, кратко охарактеризовала историю движения Абилимпикс. Она отметила, что студенты Курского монтажного техникума постоянно принимают участие в конкурсах профессионального мастерства Абилимпикс. В Третьем Региональном отборочном  чемпионате приняли участие 5 студентов Курского монтажного техникума: Абрамов Сергей, Мосолов Алексей, Морковин Юрий, Андреев Руслан, Кузнецова Анна. Они выполняли окрашивание поверхности различными малярными составами, оклеивание поверхности, творчески оформляли и украшали ее. Людмила Даниловна отметила, что подготовка к конкурсам  Абилимпикс позволяет   поднять  профессиональную подготовку  квалифицированных рабочих кадров на новый уровень.

     Филимонова Наталья Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОБОУ «Школа-интернат № 2 им. Г.П. Карманова» г. Курска, познакомила участников семинара с опытом реализации программы ранней профессиональной ориентации обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья, которая составлена с учетом специфики контингента обучающихся школы-интерната. Средствами урочной деятельности обучающиеся получают представления о разнообразном мире профессий, знакомятся с отраслями экономики, особенностями профессиональной деятельности представителей различных профессий. Внеурочная деятельность включает в себя проведение классных часов, тематических занятий, занятий с педагогом-психологом, анкетирования и диагностики обучающихся, игр, викторин, профессиональных квестов, проб, экскурсий, встреч, творческой деятельности. Наталья Владимировна представила модульные зоны школы-интерната, которые созданы  для реализации профессиональных проб по программе профориентации на уровне начального общего образования. 

     Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОКОУ «Курская школа-интернат для детей с ОВЗ» Петрова Ольга Константиновна представила участникам модерационного семинара опыт использования современных технологий профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха.  В рамках Ресурсного центра школы-интерната функционирует Программа «Моя профессия – мое будущее». В течение учебного года со старшеклассниками проводятся профессиональная диагностика, индивидуальные и коллективные тематические занятия, тренинги, психологические практикумы «Навыки самопрезентации», «Погружение в профессию» и др. В рамках сетевого взаимодействия второй год действует программа профессионального обучения по специальности «пекарь» для обучающихся 10-11 классов, участниками которой выступают   ОКОУ «Курская школа-интернат» и   ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж». К окончанию курса основного общего образования обучающиеся (при условии успешной сдачи квалификационного экзамена) будут иметь профессию «пекарь», что поможет им лучше социализироваться в самостоятельной жизни.

    Участники деловой программы изучили опыт, накопленный в ОБПОУ «Свободинский аграрно-технический техникум имени К.К. Рокоссовского» в вопросах формирования инклюзивной образовательной среды, затрагивающий:

- профессиональную направленность уроков теоретического обучения с учетом психофизических особенностей развития обучающихся с ОВЗ, который представила преподаватель Петрищева Ольга Евгеньевна;

- опыт организации профессионально-трудовой подготовки и социальной адаптация выпускников с ОВЗ, представленный  мастером производственного обучения Епишевой Екатериной Михайловной.

   В докладе Петрищевой О.Е. были охарактеризованы особенности формирования программы профессионального  обучения студентов, имеющих интеллектуальные нарушения,  а также особенности организации учебного процесса по профессии «Повар».

     Мастер производственного обучения  Епишева Е.М. рассказала участникам семинара о подготовке к  участию студентов Свободинского аграрно-технического техникума имени К.К. Рокоссовского в конкурсах профессионального мастерства среди людей с инвалидностью Абилимпикс  по компетенции «Поварское дело»,  а также о процессе  их социально-трудовой адаптации на производстве     в системе общественного питания.

     Во второй половине дня 26 октября 2017 г.  в конференц-зале  Института социальных инноваций и технологий ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» была организована работа  круглого стола, участники которого обсуждали    региональные практики и проблемы  социальной интеграции и реабилитации лиц с инвалидностью  и семей, воспитывающих детей-инвалидов. От лица администрации Института социальных инноваций и технологий участников круглого стола приветствовал   Зайцев Сергей Александрович, заместитель директора Института  .

     В докладе заместителя начальника отдела трудоустройства и специальных программ комитета по труду и занятости населения Курской области Беловой Ирины  Викторовны были затронуты  актуальные проблемы  занятости и трудоустройства инвалидов в Курской области и  пути их  решения.

     Об инновациях  в социальном обслуживании лиц с ОВЗ и инвалидностью как средстве их социальной интеграции участников круглого стола  проинформировала Белозёрова Татьяна Борисовна, и.о. зав. кафедрой социальной работы и информационных технологий в социальной сфере ФГБОУ ВО «Курский государственный университет». Татьяна Борисовна представила видеосюжет об оснащении  реабилитационной квартиры, созданной  в Кемеровской области.  

     Профессор кафедры социальной работы и информационных технологий в социальной сфере ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» представил участникам круглого стола мастер-класс, посвященный  преодолению барьеров в общении с лицами с ОВЗ и инвалидностью.

    Теоретические аспекты социальной  реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью как средство их социальной интеграции были озвучены в выступлении  Медведева Ильи Николаевича, профессора кафедры социальной работы и информационных технологий в социальной сфере ФГБОУ ВО «Курский государственный университет».

     С большим интересом участники круглого стола восприняли выступление  специалистов ОКУСО КО  «Областной медико-социальный реабилитационный центр имени преподобного Феодосия Печерского». Заведующий отделением, врач-психотерапевт  Левченко Елена Вадимовна охарактеризовала роль инклюзивного образования в социальной интеграции детей-инвалидов, а  дефектолог-логопед   Обухов Игорь Васильевич на собственном  опыте продемонстрировал проблемы социальной интеграции и интеграции лиц с инвалидностью и ОВЗ в условиях инклюзивного образования, а также в процессе трудоустройства.  

     Заместитель директора по учебной работе ОКУ социального обслуживания «Курский  социально-профессиональный реабилитационный центр» Колосова Ольга  Васильевна  в своем выступлении отразила  специфику работы по профессиональной реабилитации и трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью, продемонстрировав видеосюжет о выпускных работах  обучающихся по профессии «Оператор швейного производства».

      В докладе заведующего  библиотекой ОБПОУ «Свободинский аграрно-технический техникум имени К.К. Рокоссовского» Хохловой Оксаны Сергеевны «Познание мира обучающимися с особенностями психофизического развития посредством духовно-нравственного воспитания»  был обобщен опыт  техникума в сфере духовно-нравственного воспитания. Основной упор в своём выступлении Оксана Сергеевна сделала на особенностях  патриотического воспитания  обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, через их вовлечение в работу военно-патриотического клуба «Гвардеец» под руководством Гридина В. А., волонтёрский отряд «Открытое сердце».

Участники деловой программы согласовали общую научную и практико-ориентированную позицию в понимании основных направлений и задач  дальнейшего развития инклюзивного образования в Курской области, в вопросах социализации и интеграции в общество лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, сформулировав рекомендации по практической реализации этих задач. 

ФОТОРЕПОРТАЖ МЕРОПРИЯТИЯ

Полезные ссылки

 
   

 

О нас

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Курский институт развития образования"

305004, г. Курск, ул. Садовая 31

График работы:

Пн-Чт 09:00-18:00

Пт 09:00-17:00

Перерыв - 13:00-13:48

тел.: (4712) 707-802

e-mail: kiro-46@mail.ru

                kiro46@kiro46.ru

S5 Box

Вход

НАЖИМАЯ НА КНОПКУ "ВОЙТИ", Я ДАЮ СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Register

*
*
*
*
*
*

Поля, отмеченные "*", обязательные для заполнения.