Семинар-практикум для учителей русского языка и литературы
Меню
621
20.03.2024

Семинар-практикум для учителей русского языка и литературы

19 марта 2024 года в 10.00 в актовом зале ОГБУ ДПО КИРО состоялся семинар-практикум для учителей русского языка и литературы «Реализация культурно-исторического и нравственного компонентов школьных курсов русского языка, родного русского языка, литературы, родной русской литературы в целях формирования у обучающихся базовых национальных ценностей» (далее – Семинар).

Мероприятие направлено на повышение предметной и методической компетенций педагогов в части реализации лингвоконцептоцентрического, культуроведческого и аксиологического подходов в обучении и воспитании.

Модератор Семинара  Каськова Ирина Александровна, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, канд.пед.наук, осветила вопрос механизмов развития культурно-языковой личности учащегося, формирования ценностной картины мира школьников средствами русского языка, родного русского языка, литературы, родной русской литературы. Охарактеризованы технология создания концептуального портрета слова, этапы развития и критерии сформированности культуроведческой компетенции учащихся, дидактические единицы, отражающие ценностный, этнокультурный опыт, и приемы, средства их эффективного использования.

Опыт работы по организации в регионе деятельности, ориентированной на сбережение традиционных семейных ценностей и сохранение языковой культуры народа, на реализацию общероссийских социально значимых проектов, представил Симонов Виталий Викторович, председатель Совета отцов Курской области, начальник организационно-аналитического отдела аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Курской области.

Кузнецова Анна Валерьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Ванинская СОШ» Октябрьского района Курской области,  в ходе выступления «Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания школьников» познакомила с используемыми ею формами, приёмами проектной и театральной деятельности при изучении учащимися традиций народных праздников, анализе малых жанров фольклора.

Прилуцкой Татьяной Ивановной, учителем русского языка и литературы МКОУ «Черкасскопореченская СОШ» Суджанского района Курской области, проведена творческая мастерская «Этнокультурное воспитание учащихся на уроках родного русского языка, родной русской литературы и во внеурочное время как форма сохранения духовного наследия русского народа», в рамках которой была продемонстрирована система работы на уроках с произведениями устного народного творчества, организации внеурочных мероприятий, посвящённых народными промыслам и праздникам,  представлена технология изготовления куклы Масленицы.

В рамках Семинара показаны три мастер-класса.

Лысенко Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Беловская СОШ» Беловского района Курской области, провела занятие с элементами театрализации «Реализация культурологического подхода на уроках родного русского языка» (На примере урока в 5 классе «Наименование предметов традиционной русской одежды: обряд одевания невесты»). Были представлены приёмы работы с фольклорным, музыкальным материалом, произведениями живописи, нацеленные на формирование  таких ценностей, как крепкая семья, историческая память, сохранение  преемственности поколений.

Батлук Натальей Викторовной, учителем русского языка и литературы МБОУ «Обоянская СОШ №1» Обоянского района Курской области, на примере анализа рассказа В. Розова «Дикая утка» показано применение приемов технологии развития критического мышления как средств формирования ценностного мира обучающихся, продемонстрирован развивающий потенциал межпредметных связей.

Самофалова Екатерина Витальевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области, провела мастер-класс «Актуализация диалога культур как одного из ключевых направлений деятельности педагога в условиях реализации обновленного содержания образования», в рамках которого при обращении к краеведческому материалу предложила творческое решение задач приобщения школьников к культурным традициям родного края.

В Семинаре приняли участие 47 методистов РМК, руководителей РМО, тьюторов, учителей русского языка и литературы.