Семинар-практикум для учителей русского языка и литературы «Текстовая деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития и воспитания обучающихся»
Меню
483
28.02.2024

Семинар-практикум для учителей русского языка и литературы «Текстовая деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития и воспитания обучающихся»

27 февраля 2024 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьева» г. Курска состоялся семинар-практикум для учителей русского языка и литературы «Текстовая деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития и воспитания обучающихся» (далее – Семинар).

Мероприятие направлено на повышение предметной и методической компетенций педагогов в части формирования у учащихся навыков работы с текстом, развития читательской грамотности школьников, реализации текстоцентрического подхода в обучении и воспитании, являющегося приоритетным в системе современного гуманитарного образования.

В рамках теоретической части модератор Семинара Каськова Ирина Александровна, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, кандидат педагогических наук, познакомила присутствовавших с современными научными и методическими основами организации текстовой деятельности, направлениями учебной работы школьников, реализуемой в коммуникативном, речевом, когнитивном и аксиологическом аспектах. В ходе выступления освещены вопросы современной теории текста как сложного многоаспектного феномена, развития языковой личности учащегося.

Директор школы Лыков Дмитрий Александрович в визитной карточке представил систему работы общеобразовательного учреждения, профессиональные успехи педагогов и творческие достижения обучающихся. Птицина Елена Михайловна, заместитель директора по УВР, познакомила с опытом работы учителей русского языка и литературы в части формирования у учащихся навыков восприятия, интерпретации и создания первичных и вторичных текстов.

Практическая часть мероприятия включала уроки, мастер-класс,  внеклассное мероприятие, квест-экскурсию.

Зорина Наталья Сергеевна провела урок литературы в 10 классе «Нравственный подвиг человека» (по рассказу Н. Иванова «Золотистый золотой»), Кривошеев Игорь Викторович – урок литературы в 6 классе «Имей сердце, имей душу…» (по рассказам Т. Ломбиной «Буханка хлеба» и В. Карасевой «Хлебные крошки»), Борозняк Вероника Александровна – урок русского языка в 7 классе «Рассуждение бывает разным».

Каргаловой Мариной Анатольевной, Птициной Еленой Михайловной в рамках мастер-класса «Прочитать. Понять. Применить» представлены разнообразные приемы (кроссенс, антиципация, эйдос-конспект, ментальная карта и др.), которые нацелены на повышение эффективности читательской деятельности учащихся. Педагоги, разделённые на три творческие группы, выполняя задания по отрывку рассказа П.Г. Сальникова «Репейное масло», осваивали  продемонстрированные им  приёмы.

Внеклассное мероприятие «Время… Книги… Мы…» в форме литературно-музыкальной композиции, подготовленное Каргаловой М.А. и Птициной Е.М., основывалось на прозе и поэзии курских авторов. Удачные сценарные решения, интересная интерпретация литературных произведений, творческое самовыражение учащихся в выразительном чтении, в вокальных и танцевальных номерах вызвали эмоциональное проживание присутствовавшими фрагментов представленных текстов.

Завершился семинар-практикум посещением педагогами функционирующего в школе народного литературного музея писателя К.Д. Воробьева, где Борозняк В.А. провела квест-экскурсию «Загадки музейной комнаты».

Участниками мероприятия стали 65 методистов РМК, руководителей РМО, тьюторов, учителей русского языка и литературы.