Региональная научно-практическая конференция «Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации обновленных ФГОС»
21 декабря 2023 г. кафедрой естественно-математического образования ОГБУ ДПО КИРО была организована и проведена региональная научно-практическая конференция «Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации обновленных ФГОС».
На конференции были рассмотрены вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся в свете ключевых положений обновлённых ФГОС ООО и СОО, собравшиеся обсудили пути повышения эффективности формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по физике, математике, химии, биологии, географии и приоритетные задачи по формированию и оценке функциональной грамотности обучающих на 2024 учебный год.
Открыла конференцию Шульгина Наталья Алексеевна, проректор по развитию образовательной деятельности ОГБУ ДПО КИРО. Участников конференции также поприветствовал Швецов Глеб Геннадьевич, зав. кафедрой методики преподавания биологии, химии и экологии Московского государственного областного университета (МГОУ), профессор.
В пленарном заседании выступили проректор по развитию образовательной деятельности ОГБУ ДПО КИРО Шульгина Наталья Алексеевна, заместитель директора по УВР, учитель химии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с УИОП №7 им. А.С. Пушкина» города Курска Афанасьева Маргарита Николаевна, учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с УИОП №7 им. А.С. Пушкина» г. Курска Татаренкова Татьяна Михайловна.
Прозвучали доклады о том, как сделать науку популярной и как сформировать функциональную грамотность обучающихся через межпредметную интеграцию.
После пленарного заседания работали пять секций.
В ходе работы первой секции, которая называется «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики», были рассмотрены вопросы формирования финансовой грамотности на уроках математики, современные приемы формирования функциональной грамотности обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность по математике.
В ходе работы второй секции, которая называется «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках физики», были рассмотрены вопросы формирования математической, читательской, естественно-научной грамотности на уроках физики через использование КИМ в урочной деятельности, через организацию исследовательской деятельности, включение заданий из открытых банков по формированию функциональной грамотности и печатных продукций в учебном процессе.
В ходе работы третьей секции, которая называется «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках химии», были рассмотрены вопросы проектной деятельности как эффективного способа повышения естественно-научной и финансовой грамотности обучающихся по химии, использование заданий по функциональной грамотности для достижения метапредметных результатов при изучении химии.
В ходе работы четвертой секции, которая называется «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках биологии», были рассмотрены вопросы использования цифровых образовательных средств обучения для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках биологии, особенности использования научно-популярной литературы для формирования естественно-научной грамотности обучающихся основной и средней школы и формирование функциональной грамотности не только в рамках учебной деятельности, но и в рамках внеурочной деятельности по биологии.
В ходе работы пятой секции, которая называется «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках географии», были рассмотрены вопросы формирования естественно-научной грамотности школьников через проектно-исследовательскую деятельность по географии, практико-ориентированные задания, как ключевые средства развития естественно-научной грамотности в школьном курсе географии и использование информационных технологий в формировании естественно-научной грамотности на уроках географии.
В работе приняли участие более 213 руководителей и специалистов органов местного самоуправления в сфере образования муниципальных районов и городских округов, специалисты муниципальных методических служб, учителя математики, физики, химии, биологии, географии образовательных организаций г. Курска и Курской области.
В целом состоялось продуктивное обсуждение, что позволяет сделать вывод об эффективности конференции. Были рассмотрены эффективные практики по формированию функциональной грамотности у обучающихся и определены перспективы их формирования в 2024 году.