Как включить элемент профориентации в различные уроки
В средней общеобразовательной школе №4 г.Льгова, где успешно функционирует стажировочная профориентационная площадка, прошла стажировочная сессия «Внедрение профориентационного компонента в урочную и внеурочную деятельность при реализации профориентационного минимума».
Педагоги Льговского, Октябрьского, Рыльского, Суджанского и Поныровского районов искали ответы на вопросы, как включить элемент профориентации в уроки по всем учебным предметам, как сделать эту интеграцию наиболее эффективной.
Во многом такая методика способна предупредить снижение интереса обучающихся к традиционным урокам, ну и конечно, заставить задуматься о своём профессиональном предназначении.
С приветственным словом к педагогам обратилась заведующий Центром сопровождения профориентационной работы Курского института развития образования Елена Фурман.
Были представлены уроки разных форм и по разным учебным предметам.
Учитель истории и обществознания из средней общеобразовательной школы №1 г. Льгова В.Н. Булгакова представила участникам стажировочной площадки урок-практикум «Гражданин и государство». Так, изучая обществознание, обучающиеся знакомятся с понятием и содержанием профессиограммы, формируют умение составлять комплексную характеристику профессии.
Учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №2 г. Льгова Е.А. Талдыкина положила в основу урока работу над монологом-рассуждением в выпускном 9 классе. Некий виртуальный «поход в музей» позволил учителю решить задачи и по предмету, по профориентации. В ходе интерактива ребята смогли встретиться с хранителем, организатором выставки, реставратором и другими специалистами музея, которые помогают создать интересную, образовательную, эстетичную и культурную среду для посетителей.
Урок-практикум «Формирование профессионально значимых качеств у обучающихся предпрофильного психолого-педагогического класса» представила учитель музыки средней общеобразовательной школы №2 г. Льгова М.М. Рагулина. Через проблемные ситуации, интерактивные задания, десятиклассники познавали способы управления собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи, мимикой и жестами). Старшеклассники учились взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, проявляя организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия. Занятие рассчитано и на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интеграцию нескольких предметов в одном занятии очень ярко представила средняя общеобразовательная школа №3 г. Льгова.
Так, учитель математики Г.Г. Гайдукова и учитель технологии С.В. Алфимова провели для учащихся 5 класса дидактическую игру по профессиям легкой промышленности: логист, маркетолог, дизайнер по текстилю. В ходе игры ребята решали практико-ориентированные задачи по математике. Получилось увлекательно, пятиклассники самостоятельно, используя компьютерные технологии, разработали варианты моделирования обивки мебели для детской комнаты.
Далее, учитель истории и обществознания С.А. Колесникова и учитель русского языка и литературы О.С. Жильцова подготовили урок «Есть такая профессия – Родину защищать». В ходе урока педагоги умело использовали интерактивные блоки заданий по развитию различных направлений патриотического воспитания молодежи, добровольной подготовки граждан к военной службе, военно-профессиональной ориентации.
География плюс изобразительное искусство. Такую синергию продемонстрировали учителя всё той же средней общеобразовательной школы №3 Т.Г. Щедрина и О.Н. Власова. Профессиональный компонент урока «Центральный район. Особенности населения. Народные промыслы» включил в себя знакомство с творческими профессиями: архитектор, реставратор, художник по стеклу. Учащиеся 9 класса узнали о востребованных профессиях в пост-индустриальном обществе, а также познакомились с соответствующими учебными заведениями.
Среднюю общеобразовательную школу № 4 г. Льгова представляла учитель начальных классов Л.А. Агеева, которая провела мастер-класс «Профориентация через мультипликацию». В роли наставников выступили сами учащиеся 4 класса. Мастер-класс включал в себя мультипликацию ситуаций из различных профессиональных сфер. На занятии удалось смоделировать работу рекламного агентства, центра психологии, учительской мастерской и мультстудии. Через творческую игру, с использованием приложения Stop Motion Studio для смартфонов, были созданы анимации: реклама для строительной фирмы, учебный фильм по психологии, анимированные задачи по математике для первого класса.
Завершилась работа стажировочной профориентационной площадки итоговым обсуждением, открытым диалогом. Педагоги провели конструктивный анализ увиденных уроков и внеурочных занятий.
Был отмечен высокий уровень организации стажировочной площадки и высокий профессиональный уровень учителей.
Очередное мероприятие показало: наши педагоги могут всё! Ищут новые формы преподавания, познают новое, стремятся идти в ногу со временем.