В Курском институте развития образования прошла научно-практическая конференция «Здоровьесберегающая модель курской школы: проблемы, поиски, решения»
Меню
1129
01.12.2023

В Курском институте развития образования прошла научно-практическая конференция «Здоровьесберегающая модель курской школы: проблемы, поиски, решения»

Курский институт развития образования организовал масштабное мероприятие в рамках реализации областного проекта «Здоровьесберегающая школа» Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года.

Мероприятие носило статус областного с Всероссийским участием. На конференции были рассмотрены современные проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего человека, взаимодействие субъектов научного и педагогического сообщества в вопросах здоровьесберегающего образования, формирования здорового и безопасного образа жизни, повышение профессиональных компетенций педагогов по здоровьесбережению.

Открыла конференцию старший советник Губернатора Курской области Наталия Зубарева,

– Показатели говорят о том, что проблема здоровьесбережения остаётся актуальной, речь идёт о физическом, социальном и психологическом здоровьи детей и взрослых. Здоровье – это ценность, первый признак благополучия человека, – отметила Наталия Николаевна. – Сегодня в ходе конференции педагоги Курской области должны сделать вывод, насколько они вооружены инструментами здоровьесбережения, как умеют их применять. Могут ли увидеть порог снижения здоровья школьника, могут ли на это повлиять? Насколько образовательная организация может создать условия здоровьесбережения, умело сочетать активную и пассивную занятость детей, регулировать объём заданий? Рецептом здодоровьесберегающих технологий готова поделиться Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Жиронкина, которая является площадкой реализации Стратегии развития образования в Курской области.

Участников конференции также поприветствовали начальник Управления дошкольного, общего, дополнительного и специального образования и воспитания Министерства образования и науки Курской области Светлана Долгушина, директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка (г. Москва) Елена Николаевна Приступа.

В пленарном заседании выступили заведующий лабораторией мониторинга здоровья детей и подростков Института развития, здоровья и адаптации ребенка (г. Москва) Олег Жуков, директор Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения Татьяна Зубарева, проректор по научной, проектной и информационной деятельности Курского института развития образования Ольга Зимнева, инспектор-делопроизводитель управления развития инфраструктуры Министерства образования и науки Курской области Светлана Распопова.

Прозвучали интересные и развёрнутые доклады о медико-педагогическом подходе к здоровьесбережению, реализации в Курской области проекта «Здоровьесберегающая школа» и его научно-методическом сопровождении, выработке стандартизированных подходов к здоровьесбережению в системе образования, особенностях организации питания школьников в Курской области.

После пленарного заседания работали четыре секции.

В ходе работы первой, самой многочисленной, секции, которая называется «Психологическое и эмоциональное благополучие», психолог Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения Ангелина Дмитриевна Репринцева рассказала о психологических показателях здоровья.

Заместитель директора Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения Наталья Геннадьевна Петелина выступила на тему «Индивидуальный здоровьесберегающий маршрут обучающегося как приоритетный курс по сохранению и укреплению здоровья курских школьников».

Заместитель директора по воспитательной работе Горшеченской средней общеобразовательной школы имени Н.И. Жиронкина Марина Сергеевна Лагутина поделилась опытом внедрения проекта «Здоровьесберегающая школа», а педагог-психолог лицея №21 г. Курска Марина Юрьевна Пономарева рассказала об организации образовательного процесса с учётом психологии здоровья.

О когнитивно-поведенческой терапии с использованием многофункционального оборудования рассказали педагоги-психологи средней общеобразовательной школы №62 г. Курска Анна Ивановна Петрова, Любовь Анатольевна Пашина и Екатерина Ивановна Купряжкина.

Задача второй секции конференции – пополнить знания о профилактике заболеваний и вредных привычек.

Врач-педиатр Курской областной детской клинической больницы Кристина Михайловна Киселева дала развёрнутую характеристику состояния здоровья несовершеннолетних в Курской области.

Специалист по социальной работе Курской областной наркологической больницы Светлана Ивановна Джавахия затронула проблему выявления и профилактики девиантного поведения в подростковой среде (алкоголизм, употребление психоактивных веществ).

О проведении антинаркотической работы среди несовершеннолетних рассказала старший оперуполномоченный по особо важным делам УКОН МВД РФ по Курской области Ольга Александровна Лобова, о профилактике ожирения у детей школьного возраста – заведующий отделом гигиенического образования и обучения населения Центра гигиены и эпидемиологии в Курской области Ирина Владимировна Переверзева

Руководитель службы «Детский телефон доверия» Курского центра для несовершеннолетних Елена Юрьевна Юсупова затронула тему профилактики суицидов и организации службы «Телефона доверия» для несовершеннолетних.

О двигательной активности как основе здоровья шла речь на третьей секции конференции.

О школьном спортивном клубе как действенном средстве привития обучающимся навыков здорового образа жизни рассказал заведующий отделом развития физкультуры и спорта Курского областного центра туризма Эдуард Геннадьевич Звягинцев,

Учитель физической культуры гимназии №44 г. Курска, председатель отделения учителей физической культуры и преподавателей-организаторов ОБЖ регионального учебно-методического объединения Владимир Александрович Куцевалов осветил опыт внедрения программы здоровьесбережения в общеобразовательных организациях Курской области.

Учитель физической культуры Черницынской средней общеобразовательной школы Октябрьского района Андрей Васильевич Астапов  рассказал о  практике создания комфортной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Обучающиеся Курской области увлечены игрой «Русская лапта». С воспитательной составляющей использования этой игры в образовательном процессе ознакомил участников конференции учитель физической культуры Жерновецкой средней общеобразовательной школы Золотухинского района Игорь Николаевич Городецкий, который подчеркнул необходимость комплексного подхода в воспитании школьников.

В работе третьей секции активное участие принял заведующий кафедрой теории и методики физической культуры Курского государственного университета Николай Дмитриевич Воронцов.

Секция номер четыре конференции называлась «Рациональная организация здорового образа жизни и здорового питания».

Заведующий отделом мониторинга факторов риска Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Юлия. Александровна Шилина осветила порядок организации здорового питания школьников.

О влиянии питания на здоровье человека рассказала доцент кафедры естественно-математического образования Курского института развития образования Лариса Александровна Беседина.

Старший преподаватель кафедры естественно-математического образования Курского института развития образования Ольга Сергеевна Носова выступила на тему «Организация здоровьесберегающей образовательной среды, как обязательное условие современной школы».

Руководитель методического объединения преподавателей-организаторов и учителей ОБЖ Горшеченского района Любовь Васильевна Якимова представила опыт работы по организации здорового и безопасного образа жизни в муниципалитете.

Об организации работы по формированию здорового образа жизни на примере своей образовательной организации рассказала преподаватель-организатор средней общеобразовательной школы № 30 г. Курска Елена Васильевна Попрядухина.

В целом состоялось продуктивное обсуждение, что позволяет сделать вывод об эффективности конференции. Были обозначены психолого-педагогические проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения, методы формирования мотивации к сохранению здоровья у детей, подростков и молодежи в современном образовательном пространстве, рассмотрены инновационные технологии формирования устойчивых стереотипов здорового образа жизни у детей, изучен практический опыт взаимодействия педагогов и семьи в обучении детей и подростков здоровому образу жизни.

В рамках реализации проекта «Здоровьесберегающая школа» участники конференции получили практические рекомендации по выработке показателей эффективности и созданию чек-листов.

Был сделан вывод о значительной роли физической культуры и здоровьесберегающих технологий в формировании, сохранении и укреплении психофизического здоровья у детей и подростков.