Историко-педагогический дайджест «Имя тебе – Учитель!»
Вахтеров Василий Порфирьевич (1853-1924) – российский педагог, учёный, методист начальной школы, деятель народного образования.
Василий Порфирьевич родился 25 января 1853 г. в городке Арзамас Нижегородской губернии. В восемь лет он стал учеником Арзамасского духовного училища, после его окончания в 1866 г. поступил в Нижегородскую духовную семинарию.
В духовной семинарии Василий задумывается о необходимости обучения народа в школах на «новых началах». Девятнадцатилетний Василий оставил семинарию (нарушив волю отца), сдал экзамены на народного учителя и в 1872 г. получил назначение в Васильсурское городское начальное училище. Работу народного учителя он рассматривал как «миссию, не имеющей себе равной по своему значению». Молодой педагог относился к своим воспитанникам как к товарищам и никогда не наказывал и не делал выговоров, за что его любили и слушались. Живое творчество учителя, индивидуальный подход, познавательная активность учеников, следование их запросам – вот некоторые идеи, на которых педагог основывал обучение.
Обязанный своему развитию в годы отрочества и юности чтению книг, зрелый Вахтеров безгранично верил в силу книги и самообразования, которые помогут обрести народу «умственную независимость». Он много говорит о необходимости поднять грамотность народа и ввести всеобщее обязательное начальное обучение. В то время предложенный им подход, мог реально приблизить введение всеобщего школьного обучения. В России же начальное всеобщее обучение в стране введено повсеместно только к 1934 г.
В трудах Василия Порфирьевича «Основы новой педагогики», «Новая школа», «Записка об организации начальной школы на новых началах, соответствующих демократическому строю» прослеживается принципиальная позиция – построение учебно-воспитательного процесса ориентированного на «самоценность ребёнка как уникального явления, как личности, способной к самовыражению и саморазвитию. «Новая педагогика» требует, чтобы школьное образование было достаточно эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным индивидуальным особенностям каждого ученика…», – писал В. П. Вахтеров. Он считал, что задача учителя заключается в том, чтобы вывести ребенка на путь к самому себе, на дорогу, открывающую ему возможность к самосовершенствованию.
Источники: https://ug.ru/rodonachalnik-evolyuczionnoj-pedagogiki/