Участие КИРО в проекте «ГОРЖУСЬ СВОИМ РОДОМ»: СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ АРХИВОВ ЗАВЕРШИЛСЯ ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА «ГОРЖУСЬ СВОИМ РОДОМ!»
Проект направлен на сохранение молодыми людьми памяти об истории своих семей, познание истории малой родины и прошлого России через обращение к судьбам предков. Его основная цель - развитие межпоколенческой коммуникации, основанной на взаимном уважении и общих ценностях, в семьях участников посредством формирования у них устойчивого интереса к истории предков и навыков ее сохранения.
Кроме решения важной задачи, связанной с сохранением «родовой» исторической памяти в молодежной среде и популяризацией отечественной истории, команда проекта стремилась добиться и другого социально значимого эффекта. Как известно, быстрое информационно-техническое развитие общества в последние десятилетия актуализировало и обострило проблему «отцов и детей», ослабило традиционные связи между старшими и младшими как наставниками и учениками. Изучение семейной истории через фото-архивы и эпистолярные источники, запись рассказов родителей, бабушек и дедушек молодыми людьми будут способствовать укреплению межпоколенческих связей, ретрансляции традиций и, в конечном итоге, укреплению семейных уз.
Центральной категорией для проекта является понятие «семейного архива» – систематизированного комплекса письменных, аудио-, фото- и видеоматериалов, отражающего прошлое того или иного рода на фоне «большой истории». В ходе реализации проекта его участники (обучающиеся 8-11 классов средних общеобразовательных школ г. Курска) в сотрудничестве со старшими членами семей подбирали и создавали материалы для семейных архивов. Проект охватил учащихся ряда образовательных организаций г. Курска и Курской области.
С участниками на базе Регионального открытого социального института, Регионального открытого социального техникума и ряда курских школ были проведены занятия на темы «Что такое генеалогическое древо и как его составить», «Семейный фотоальбом, или как научиться «читать» фотографии», «Как взять интервью у дедушки», «Письма – зеркало эпохи». На втором этапе участники проекта при методической помощи наставников (кураторов, профессиональных историков – кандидатов и докторов наук) попробовали свои силы в формировании (либо дополнении) собственных семейных архивов, интервьюируя старших родственников (в том числе с использованием аудиозаписи и видеосъемки), при содействии родителей подбирая старые фото и документы, составляя генеалогические древа и т.п.
Команда проекта, запланированного на 2022-2023 учебный год, подобрана по принципу профессионального соответствия его задачам. Руководитель проекта – канд. пед. наук, доц. С.А. Кравченко – эксперт в сфере семейной педагогики и психологии, исследователь проблемы межпоколенческих отношений, автор ряда публикаций по данной проблематике, организатор ряда научно-популярных проектов КРОО «Шаг вперед» и Регионального открытого социального института. Д-р ист. наук, проф. А.В. Апанасенок – известный специалист в области социально-культурной истории России и исторической биографистики, в 2004-2021 гг. выступавший в роли руководителя и исполнителя множества научных и научно-образовательных проектов соответствующего профиля. Канд. филос. наук, доц. Е.С. Силаков – исследователь русской традиционной культуры, участник городского воспитательного проекта для младших школьников «Моя родословная», с 2019 г. – член жюри городского конкурса «Растим родословное древо».
По итогам проекта организована конференция «Горжусь своими предками». Её участники были награждены дипломами, памятными сувенирами.
Материалы конференции показали, что главное богатство России – ее люди. Изучая историю своей семьи, мы неизбежно обращаемся к основным этапам, событиям и явлениям истории России XX века, порой переосмысливая их, а иногда и открывая для себя что-то важное. Коллективизация и индустриализация, Великая Отечественная война, хрущевская «оттепель», перестройка, формирование новой постсоветской России – все это, так или иначе, отразилось в судьбах наших предков и ныне здравствующих родных людей. Изучая историю своей семьи, мы отдаем ей дань уважения, а заодно учимся ориентироваться в «большой» истории, которая вдруг оживает, наполняется близкими и понятными героями (бабушками, дедушками, дядями) и событиями, а потому становится более интересной.
фото 2 активный участник проекта - Гладилина М.И.
фото 3 съёмка обучающего видеофильма
фото 4 конференция по итогам проекта
фото 5 конференция по итогам проекта
фото 6 кто-то только начинает составлять родословные
фото 7 кто-то только начинает составлять родословные
фото 8 А кто-то - уже не новичок в этом деле
фото 9 занятия с учащимися и их родителями
фото 10 занятия с учащимися и их родителями
фото 11 Директор саморядовской школы Щетинин Н.Н. увлек учеников поиском собственных корней
Фото 12 сообщение учащихся Саморядовской СОШ Большесолдатского района
фото 10 Семейные реликвии
Использованы материалы сайта: https://vk.com/history_rode