Проектная мастерская для педагогов и обучающихся Центров "Точка роста"
В рамках реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» 25 апреля 2023 года в ОГБУ ДПО КИРО состоялась «Проектная мастерская» для педагогов и обучающихся Центров «Точка роста». В событии приняли участие 115 педагогических работников центров образования естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста» и центров образования гуманитарного и цифрового профиля «Точка роста», созданных на базе общеобразовательных организаций Курской области.
«Проектная мастерская» включена в единый комплексный план мероприятий по организационно-методической поддержке инфраструктуры национального проекта «Образование» в 2022-2023 учебном году на территории Курской области в соответствии с приказом комитета образования и науки Курской области от 24.08.2022 № 1-1270.Реализация национального проекта «Образование», позволила оснастить общеобразовательные организации, на базе которых созданы и функционируют Центры «Точка роста», современным оборудованием, использование которого помогает обучающимся получать, обрабатывать и передавать информацию, создает условия для проектной деятельности, обеспечивает системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС. Следовательно, целью данного мероприятия была трансляция сложившегося опыта организации и осуществления проектной деятельности обучающихся с использованием оборудования Центров «Точка роста».
Перед началом мероприятия была организована выставка результатов проектной деятельности обучающихся общеобразовательных организаций, на базе которых созданы и функционируют Центры «Точка роста». Среди экспонатов выставки были представлены работы выполненные обучающимися 5-11 классов.
Модератор мероприятия, заведующий кафедрой воспитания, педагогики и психологии Н.А. Загуменных познакомила участников события с форматом его проведения, отметила значимость проектной деятельности как вида организации учебной деятельности для достижения такой цели, обозначенной во ФГОС, как развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных практических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
Мероприятие состояло из двух частей: пленарной (теоретической) и собственно проектных мастерских (практической).
В первой части мероприятия участники семинара ознакомились с основными направлениями и особенностями организации проектной деятельности обучающихся в Центрах «Точка роста», алгоритмом работы над проектом, рассмотрели формы продуктов проектной деятельности. Акцент был сделан на формировании метапредметных результатов в ходе проектной деятельности и ключевых проблемах, возникающих при организации проектной деятельности. Особое внимание было уделено вопросу психолого-педагогического сопровождения проектов обучающихся.
Спикерами выступили представители Курского государственного университета: Р.Ю. Кондратов, к.п.н., декан индустриально-педагогического факультета, преподаватели кафедры профессионального обучения и методики преподавания технологии индустриально-педагогического факультета – О.В. Богомолова, к.п.н., Л.В. Мокроусова, к.п.н., Е.С. Виноградов, к.т.н., а также И.В. Власов, к.п.н., доцент кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО КИРО и педагоги общеобразовательных организаций – А.А. Сафонов, учитель технологии, Е.Н. Сафонова, учитель технологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Железногорска; Е.Г. Мальцева, учитель физики МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского района; А.В. Матвеева, педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 4» г. Курска; Е.В. Шевцова, педагог-психолог, педагог дополнительного образования МКОУ «Тимская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Черных».
Практическая часть была представлена двумя проектными мастерскими по направлениям деятельности и с использованием оборудования Центров «Точка роста».
Модератором первой площадки «Проектная мастерская для учителей физики, химии и биологии» выступила Е.А. Григорьева, заведующий кафедрой естественно-математического образования ОГБУ ДПО КИРО.
В рамках работы мастерской был представлен проект «Анализ качества молока», выполненный обучающимся 9 класса под руководством М.А. Степановой, учителя химии и биологии МБОУ «СОШ им. А. Невского» Курского района. М.А. Степанова продемонстрировала как проводились исследования для определения кислотности молока, ионного состава воды с использованием датчика электропроводности, измерения освещённости в школьных кабинетах.
Два проекта, представленные обучающимися 9 класса МКОУ «Половневская СОШ» Октябрьского района были выполнены под руководством Н.В. Жеребцовой. Ребята представили межпредметный проект по физике и химии «Изготовление гальванического элемента в домашних условиях», где продемонстрировали практическую часть с использованием цифровой лаборатории «Научные развлечения». Второй проект был посвящен изучению молнии, с демонстрацией модели данного природного явления.
Е.В. Швыдченко, учитель химии и биологии МБОУ «Рыльская СОШ № 2» Рыльского района представила проект на тему «Антропогенное воздействие человека на лесные почвы», который, под ее руководством осуществляли обучающиеся 8 класса в течении 2022 года. С помощью цифровой лаборатории ученики определяли pH почвы, находили взаимосвязь кислотности почвы и состояния соснового леса.
В завершение работы площадки сотрудниками ОГБУ ДПО КИРО – О.С. Носовой, преподавателем кафедры естественно-математического образования и В.М. Толмачевой, доцентом кафедры профессионального образования был проведен интерактив. Участники выполнили практическое задание по проектированию проекта, направленного на реализацию межпредметных связей в рамках предметов «Физика», «Химия», «Биология».
Модератором площадки «Проектная мастерская для учителей технологии, ОБЖ и информатики» выступил О.Н. Щадных, старший преподаватель кафедры естественно-математического образования.
В рамках работы «Проектной мастерской» по направлению «Технология» спикерами выступили А.В. Гладких, педагог дополнительного образования МБОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа» Курского района и Илья Глазов, обучающийся 9 класса с проектом «Интернет вещей, технология IoT», а также А.А. Сафонов, учитель технологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Железногорска и Мария Сафонова, обучающаяся 9 класса с проектом «Создание учебного пособия «Сердце человека» с применением 3D технологий».
По направлению «ОБЖ» Е.В. Разинькова, преподаватель-организатор ОБЖ МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 посёлка им. Карла Либкнехта» Курчатовского района совместно с обучающимися представила проект «Фронтовой медсанбат: использование оборудования центра «Точка роста» при оказании первой помощи».
Опыт проектной деятельности по информатике презентовали Н.Л. Туточкина, учитель информатики МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 посёлка им. Карла Либкнехта» Курчатовского района с проектом «Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами внеурочной деятельности по информатике» и Е.В. Мордвинова, заместитель директора по УВР, учитель информатики МКОУ «Ленинская СОШ» Октябрьского района с проектом «Моделирование объектов с использованием возможностей 3D – графики».
По итогам мероприятия были проведены рефлексивные площадки педагогов, в рамках каждой проектной мастерской.