Формирования и развитие креативного мышления обучающихся
Меню
1240
29.12.2022

Формирования и развитие креативного мышления обучающихся

28 декабря 2022 г. в ОГБУ ДПО КИРО состоялся региональный семинар «Учебно-методическое обеспечение формирования и развития креативного мышления обучающихся».

Семинар был проведён кафедрой социально-гуманитарного образования (организатор и модератор мероприятия - доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО Е.А. Давыдова, к.п.н.) с целью совершенствования знаний педагогических работников о пособиях и материалах, которые могут применяться для формирования и развития креативного мышления обучающихся.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, кандидат филологических наук, региональный координатор по формированию и оценке функциональной грамотности Ольга Николаевна Зимнева. В организованном с участниками семинара разговоре она актуализировала знания о направлениях формирования функциональной грамотности.

Для участников семинара учителя разных предметов и сотрудники кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО провели 10 мастер-классов.

Учителя ОБОУ «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г. Курска Е.И. Суббота и Н.А. Асеева на мастер-классе «Бинарное внеклассное мероприятие как одно из средств формирования креативного мышления у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)» акцентировали внимание присутствующих на том, что является творчеством и как учителю на основе творчества развивать креативное мышление. Учителя представили бинарное мероприятие по ИЗО и литературе для детей с ОВЗ. Работая с детьми с ОВЗ, Елена Ивановна и Наталья Александровна используют особые приёмы, позволяющие создавать рисунок быстро, ярко, так, чтобы результат получался в максимально короткие сроки. Под руководством ведущих участники мастер-класса попробовали предложенные приёмы на практике и нарисовали иллюстрацию к содержанию миниатюры В.П. Деткова «К лицу».

Заведующий кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, кандидата педагогических наук М.В. Бабкина провела мастер-класс «Развитие креативного мышления обучающихся с использованием сборника эталонных заданий издательства “Просвещение”», в ходе которого организовала обсуждение понятия креативности, качеств, которыми обладает креативный человек, оснований, по которым учитель может назвать себя креативным профессионалом. В аудитории участники семинара просмотрели сборник эталонных заданий и высказались о том, что удивительного нашли в пособии. Затем Марина Валентиновна представила содержание пособия, которое отличает ориентация на совместную работу семьи и школы в пошаговом развитии креативного мышления обучающихся.

Учитель биологии МБОУ «СОШ №62» г. Курска Е.С. Даниленко представила несколько способов использования метода «кроссенс» от нахождения общего элемента, связывающего ассоциативный ряд, до активизации творчества обучающихся в создании сказки или истории.

На мастер-классе «Формирование креативного мышления обучающихся на уроках английского языка» старший преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО С.А. Положенкова сделала акцент на том, что на уроках английского языка учителя не могут обойтись без приёмов развития креативного мышления. Создавая высказывание на иностранном языке, обучающиеся должны обладать многими умениями, позволяющими использовать разнообразные речевые варианты. Для этого учителя организуют описание иллюстрации, которая сопровождается нестандартным вопросом, побуждают обучающихся предлагать разные варианты заголовков текста, применяют и другие приёмы.

Использованию игр на уроках английского языка был посвящен мастер-класс учителя МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова» г. Курска М.Г. Коптевой, которая познакомила участников семинара с классификацией игр, их назначением на уроке английского языка, показала фрагмент занятия с использованием игр на знание грамматики и лексики.

А.А. Бобрышева, учитель английского языка МБОУ «СОШ № 62» г. Курска, представила участникам мероприятия приём составления синквейна, рассказала о назначении приёма, представила правила составления синквейна, примеры и виды подобных стихотворений.

Об использовании дидактических игр на уроках русского языка рассказали учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 43 им. Г.К. Жукова» г. Курска Л.А. Иванец и Е.В. Охрименко. На мастер-классе под их руководством учителя искали однокоренные слова в стихотворении, лишнее слово в строке понятий, коллективно составляли рассказ и участвовали в других играх.

Учитель начальных классов МБОУ «Селиховская СОШ» Курского района А.И. Бледнова представила приёмы «морфологический ящик» или «морфологическая копилка», метод «Создай паспорт», который используется для разных произведений, изучаемых обучающимися в начальной школе. «Паспорт» произведения участники семинара попробовали заполнить самостоятельно, чтобы понять специфику метода.

Возможности адаптации художественных произведений для составления сценария продемонстрировала учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 9 имени дважды Героя Советского Союза А.Е. Боровых» г. Курска Н.Ю. Мещерякова. Она рассказала об особенностях такой адаптации, идеях обучающихся, которые предлагаются для театральной постановки, продемонстрировала фрагмент подобной постановки с участием обучающихся.

Учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 59 имени ветерана Великой Отечественной войны дважды Героя Советского Союза подполковника Григория Михайловича Мыльникова» г. Курска Н.А. Киреева и А.М. Рядовая продемонстрировали приём групповой работы обучающихся по написанию сочинения в формате ОГЭ по русскому языку.

В мероприятии приняли участие 32 человека. По итогам семинара в социальной сети «ВКонтакте» было создано региональное сообщество «Креативный учитель = креативный ученик» (https://vk.com/Kurskcreativeteacher), в котором размещены материалы мастер-классов. Приглашаем всех желающих присоединиться к сообществу активных педагогических работников, заинтересованных темой формирования и развития у обучающихся креативного мышления.