Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных языков народов Российской Федерации
В конце 2021-2022 учебного года под руководством Каськовой Ирины Александровны, преподавателя кафедры СГО, кандидата педагогических наук, регионального координатора реализации в Курской области очной части программ ФИРЯ курсов повышения квалификации педагогических работников по вопросам преподавания русского языка и родных языков народов РФ, состоялось заседание тьюторов для учителей русского языка и родных языков народов Российской Федерации, прошедших обучение на курсах повышения квалификации в ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации», определившее виды, формы деятельности слушателей при реализации практической части программ ФИРЯ в регионе.
С 31 октября по 11 ноября 2022 года тьютором Семеровой Анжеликой Ивановной, учителем русского языка и литературы МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» Октябрьского района Курской области, была организована курсовая подготовка педагогов по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных языков народов Российской Федерации». Очная часть данной программы (модуль «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся») реализовывалась на базе МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» Октябрьского района Курской области и представляла собой ряд практических занятий (практикумов). Цель проведенных практикумов - усвоение новых знаний, их перевод в деятельностную форму. Реализация модуля «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся» осуществлялась через сочетание учебной и продуктивной (предметно-практической) деятельности слушателей.
При реализации модуля были использованы различные форматы активной учебной деятельности слушателей:
– аудиторные занятия, имеющие практико-ориентированную направленность и использующие активные формы обучения, в частности, анализ и обсуждение кейсов;
– вебинар с представлением УМК, успешно реализующих новые подходы к формированию функциональной грамотности;
– открытые уроки и мастер-класс, посвященные вопросам формирования функциональной грамотности школьников.
Итоговая аттестация по модулю проводилась в формате круглого стола, где каждый слушатель представил краткое публичное выступление и презентацию (не более 10 минут) с характеристикой самостоятельно выбранной предметно-практической задачи и результатом ее решения.
Данная информация нашла своё отражение на сайте МКОУ «Ленинская СОШ с УИОП» Октябрьского района Курской области: https://oktr-len.ru/; на официальной странице школы в ВК: https://vk.com/public213085335