Итоги ГИА по обществознанию в 2022 году и особенности подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в 2023 году
Меню
754
14.11.2022

Итоги ГИА по обществознанию в 2022 году и особенности подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в 2023 году

В Курском институте развития образования 10 ноября  состоялся вебинар для учителей обществознания Курской области «Итоги ГИА по обществознанию в 2022 году и особенности подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в 2023 году». В мероприятии приняли участие 78 педагогов. Старший преподаватель кафедры СГО Сусанна Александровна Юровчик, ведущий вебинара, проанализировала типичные ошибки школьников при выполнении заданий КИМ по обществознанию в 2022 году, отметила содержательные элементы предмета, усвоенные выпускниками на достаточном уровне, и модули, требующие большего внимания со стороны учителя и обучающихся при подготовке к ГИА.  Сусанна Александровна обратила внимание на достаточно высокий средний балл выпускников средней школы Курской области в 2022 году – 58,3. Однако было отмечено, что  девятиклассники не столь успешно справились с экзаменационными заданиями:  наблюдался рост сдавших ОГЭ на «3» и «2», уменьшилось число выпускников девятых классов, сдавших экзамен по обществознанию на «4» и «5». В ходе вебинара были проанализированы как объективные, так и субъективные причины такого результата.

На встрече отмечено, что выпускники 9 и 11 классов испытывают сложности с анализом информации, представленной в различной форме: текстовой, иллюстративной, графической.  В связи с этим Сусанна Александровна порекомендовала учителям системно и систематически организовывать на уроках обществознания работу с различными источниками информации. Это позволит грамотно провести урок и подготовить выпускников к успешной сдаче ГИА. В ходе семинара была отмечена еще одна негативная особенность работ школьников в 2022 году: значительная группа выпускников основной и средней школы    невнимательно читает задания и инструкции к ним, проявляет склонность к обобщенным рассуждениям, игнорирующим научное содержание предмета, пытается подменить сущностные свойства общественных явлений общими рассуждениями. Работа над такими ошибками требует повышенного внимания педагога при подготовке к ГИА в 2023 году.

Педагоги обсудили комплекс документов, регламентирующих проведение ГИА в 2023 году, отметив существенную конкретизацию некоторых заданий, что должно значительно облегчить работу как учителей обществознания, так выпускников. Вместе с тем, Калитина Ю.В., учитель обществознания МБОУ «Косиновская СОШ» Курского района, заметила, что сложностью работы учителя при подготовке старшеклассников к экзамену по обществознанию является отсутствие образцов выполнения некоторых видов заданий (18, 24, 25). Это не позволяет выполнить их с высокой долей успешности.

Учителя обществознания получили рекомендации по организации и содержанию подготовки выпускников к экзамену по обществознанию. В течение вебинара особое внимание обращалось на необходимость преподавания предмета с опорой на нормативные документы и, прежде всего, на Конституцию Российской Федерации. Также было рекомендовано уделять достаточное количество учебного времени изучению структуры и функций органов государственной власти России, способам их взаимодействия с обществом.          

 В ходе вебинара были определены сложности, которые вызывают задания на конкретизацию теоретических рассуждений, что  может быть связано с незначительным социальным опытом школьников. Следовательно,  важной частью работы учителя должно  стать привлечение обучающихся к внеурочной работе: диспутам, дебатам, деловым играм, волонтерскому движению, что, несомненно, обогатит опыт старшеклассников, позволит им использовать в практической жизни теоретические знания по предмету, отработать навыки характеристики и анализа социальных явлений,  аргументации собственной позиции.

Учителям обществознания Курской области было рекомендовано при организации работы с выпускниками 9 и 11 классов по подготовке к ГИА активно использовать материалы  сайта ФИПИ, рекомендации, методические разработки, задания,  размещенные на станице Ассоциации учителей истории и обществознания в ВК.