Межрегиональная педагогическая экспедиция «Тропами родного края» (Московская область, г.Коломна)
Меню
1157
08.11.2022

Межрегиональная педагогическая экспедиция «Тропами родного края» (Московская область, г.Коломна)

Межрегиональная педагогическая экспедиция «Тропами родного края» прошла с 03 по 05 ноября в г. Коломна в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Курской области. Она организована ЦННПМ ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», курским отделением Межрегиональной Ассоциации учителей географии совместно с муниципальным методическим центром «Коломна». В экспедиции участвовали педагоги школ города Курска, Фатежского, Поныровского районов, преподаватели Курского ИРО, методисты Научно-методического центра г. Курска, учителя географии г. Коломны, а также заместитель директора УМЦ «Коломна».

Первой точкой маршрута экспедиции был музей ОАО «Коломенский завод». Его хранители погрузили участников путешествия в доблестную трудовую историю города. Экспозиция открытого в начале 20 века музея завода, основанного военным инженером Амандом Егоровичем Струве в 1863 году, познакомила посетителей с документами, фотографиями, уникальными коллекциями стеклянных фотопластинок и негативов, а также с новыми экспонатами, которые представляют образцы продукции завода: макеты паровозов и электровозов, пароходов и теплоходов, тракторов, электростанций и дизельных агрегатов.

Следующим этапом экспедиции стал мастер-класс «Педагогическая экспедиция как инновационная форма методической работы учителя географии» в методическом центре «Коломна». С приветственным словом выступила методист, заместитель директора УМЦ «Коломна» Пригоровская Галина Витальевна.

Тема «Непрерывный профессиональный рост педагога: вызовы и перспективы» была освещена Рагулиной Ириной Васильевной, кадидатом географических наук, руководителем ЦНППМ Курской области, доцентом кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО КИРО.

Опытом работы по использованию ГИС-технологий на этапе планирования и обработки результатов экспедиций поделилась Котоусова Мария Юрьевна, учитель информатики МБОУ «Гимназия № 2 «Квантор» г. Коломна.

По вопросу «Краеведение как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии» выступила учитель географии МКОУ «Глебовская СОШ» Фатежского района Курской области, Гранкина Жанна Вячеславовна.

Об опыте работы по теме «Активизация обучения через разные формы проектной деятельности на примере краеведческого материала» рассказала Зенькина Надежда Михайловна, учитель географии МБОУ «Пирочинская ООШ» Коломенского городского округа.

Отчёт о пройденных педэкспедициях членами Курского отделения РАУГ «Роль педагогических экспедиций в повышении профессионального мастерства учителя географии» представила Литвин Лилия Павловна, учитель географии, руководитель Курского отделения РАУГ МБОУ «СОШ № 12 им. С.Н. Перекальского» г. Курска.

Темой сообщения Шестаковой Натальи Викторовны, учителя географии МБОУ «Гимназия № 8», руководителя ГМО учителей географии Коломенского городского округа, стала Коломенка – малая река Окского бассейна.

О геологической экскурсии как одной из форм организации по экологическому воспитанию и краеведению рассказала учитель географии МБОУ СОШ № 30 г. Коломна Аралушкина Елена Олеговна.

Итог теоретической части мастер-класса «Педагогическая экспедиция как инновационная форма методической работы учителя географии» подвела Якобс Наталья Витальевна, учитель географии МБОУ «Гимназия № 2 «Квантор» г. Коломна.

В практической части мастер-класса «Разработка кейсов по формированию функциональной грамотности на примере краеведческого материала, природного и культурного ландшафта Средней Оки» погружением в тему и постановкой задач по созданию кейсов руководила Рагулина Ирина Васильевна. В заключение курские и коломенские учителя в смешанных группах работали над созданием кейсов, а затем подвели итоги совместной деятельности.

Завершили первый день экспедиции посещение Коломенского кремля – главной достопримечательности подмосковного города, сохранившей живую историю XVI века, обзорная экскурсия по старинному городу, а также чаепитие в музее «Коломенская пастила».

В маршрут второго дня экспедиции были включены с. Константиново и г. Зарайск. Посетив музей-заповедник С.А. Есенина и усадьбу Ф.М. Достоевского, участники путешествия изучили описание ландшафтов Среднерусской возвышенности и средней Оки в произведениях авторов и рассмотрели интегративные подходы в преподавании географии.

Заключительный день экспедиции был насыщен исследовательской работой. Интересный этнографический материал был представлен в «Музее бабьей доли». Он рассказывает о жизни наших предков, в которой особая роль отводилась женщине – хозяйке, хранительнице традиций, мастерице на все руки. Переступив порог музея, члены экспедиции попали в мир русского дома, наполненный очарованием подлинной старины.

На территории усадебно-паркового комплекса конца 18 века «Сенницы – российский пазл» педагоги исследовали ландшафт лиственничной и дубово-липовых аллей. Аллейные посадки из вековых лип, группа ели обыкновенной, сосны обыкновенной, группы и аллеи из вяза гладкого, ивы белой и остролистной, единичные экземпляры ясеня высокого и другие виды представляют местную флору. Из них два вида хвойных и десять лиственных. Экзотов несколько больше: три вида хвойных и десять лиственных. Наиболее примечательны голубая форма ели колючей и сосна Веймутова, очень редко встречающаяся в озеленении старинных парков. Из кустарников сохранились большие группы сирени обыкновенной, жимолости красивой белоснежной.

Завершилось путешествие гидрологическим практикумом в окрестностях слияния рек Москвы и Оки на территории Коломенской духовной семинарии и Богоявленского Старо-Голутвина монастыря.

Состоявшаяся экспедиция имела большое практическое значение для совершенствования профессиональной компетентности учителей географии общеобразовательных организаций Курской и Московской областей в части сбора сведений по географии, данных о развитии экономики, культуры и освоении методики организации краеведческих экскурсий школьников, а также способствовала установлению межрегиональных связей педагогов.