Участие региональной команды по формированию функциональной грамотности школьников в Марафоне ФГ-2022
С 31 октября 2022 года по 02 ноября 2022 года ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» организован онлайн-марафон «Марафон функциональной грамотности», в котором активное участие приняли управленческие команды и учителя общеобразовательных организаций Курской области, специалисты ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования».
Первый день Марафона был посвящен формулированию требований к результатам обучения в соответствии с ФГОС, анализу результатов обучения слушателей ДПО по вопросам развития функциональной грамотности, способам организации межпредметного сотрудничества в процессе формирования компонентов функциональной грамотности. Сотрудниками ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» были предложены разные формы работы: семинар, проблемный полилог, методическая мастерская, мастер-класс.
Второй день Марафона начался с лекции об основах финансовой грамотности в школе, предложенной НИФИ Министерства финансов РФ. Продолжила разговор о финансовой грамотности Некрасова Лилия Васильевна, заведующий региональной учебной лабораторий финансовой грамотности ОГБУ ДПО КИРО, руководитель Курского регионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук. В рамках вебинара Л.В. Некрасова охарактеризовала возможности использования онлайн-уроков при реализации рабочей программы учебного предмета «Обществознание» на уровне основного и среднего общего образования, отразила степень соответствия тематики онлайн-уроков предметным областям Единой рамки компетенций финансовой грамотности, раскрыла возможности использования интерактивных компонентов онлайн-уроков в форме кейсов для оценки уровня финансовой грамотности школьников с учетом подходов, применяемых в международных исследованиях по методологии PISA. Кроме того, Лилия Васильевна указала на возможности интеграции онлайн-уроков в программу внеурочной деятельности в рамках реализации учебных курсов по выбору «Основы финансовой грамотности. Финансовая культура» в 8 – 11 классах, сформулировала рекомендации по интеграции онлайн-уроков в различные сегменты образовательного пространства.
Далее своим опытом по формированию и развитию функциональной грамотности делились регионы РФ. Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на учебных занятиях продемонстрировали педагоги общеобразовательных организаций Ярославской области. О правилах работы с текстами говорили коллеги из Волгоградской области.
В рамках Марафона функциональной грамотности-2022 региональный опыт по формированию функциональной грамотности школьников с опорой на краеведческий материал был представлен Зимневой Ольгой Николаевной, региональным координатором работы образовательных организаций Курской области по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся, доцентом кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», кандидатом филологических наук. Ольга Николаевна обратила внимание на ряд методических пособий, посвященных вопросам развития читательской, математической грамотности с использованием заданий краеведческого характера, продемонстрировала возможности комплекта рабочих тетрадей «Родная (русская) литература» (5-9 кл.) и хрестоматии для чтения в начальной школе «Соловушка» для развития функциональной грамотности обучающихся.
Чаплыгина Мария Евгеньевна, доцент кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», представила региональный проект «Система методического сопровождения учителей математики в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся», над реализацией которого работает предметное отделение учителей математики регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Курской области. Мария Евгеньевна отметила, что в соответствии с «Дорожной картой проекта» для педагогов была проведена серия вебинаров, семинаров, практических занятий, мастер-классов по вопросам формирования математической грамотности у обучающихся. Кроме того, большое практическое значение для учителей математики имеет календарно-тематическое планирование, разработанное членами отделения, в котором нашли отражения задания, направленные на формирование математической грамотности по всем предметным темам. Было отмечено, что с особым интересом школьники работают над заданиями, содержащими краеведческий материал, поэтому одним из направлений работы отделения учителей математики стало создание сборника задач, содержание которых основано на местном, краеведческом материале.
Подробную информацию о структуре, содержании, особенностях использования данных задач на уроках и во внеурочной деятельности представила Манаенко Светлана Григорьевна, учитель математики МБОУ «Обоянская СОШ №2» Курской области. Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №6» города Курчатова Курской области Андреева Елена Ивановна на конкретных примерах познакомила слушателей с методикой работы над задачами, направленными на формирование функциональной грамотности школьников. Поречная Ирина Викторовна, учитель математики МКОУ «Суджанская СОШ №2» Курской области, и Сасина Наталья Анатольевна, учитель математики МБОУ «Свободинская СОШ» Золотухинского района Курской области, представили практический опыт работы педагогов по использованию краеведческого материала в преподавании математики. Слушателям были предложены фрагменты уроков, внеурочных занятий, экскурсий на предприятия, которые направлены не только на формирование функциональной грамотности, но и способствуют профессиональной ориентации школьников.
Представленный на Марафоне функциональной грамотности-2022 региональный опыт формирования функциональной грамотности школьников был высоко оценен на федеральном уровне.