Столетию со дня рождения великого русского социолога, логика и писателя Александра Александровича Зиновьева посвящается
Александр Александрович Зиновьев родился 29 октября 1922 года в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии.
Выходец из бедной крестьянской семьи, участник Великой Отечественной войны, Александр Зиновьев в 1950-е и 1960-е годы стал одним из символов возрождения философской мысли в СССР. После публикации на Западе остросатирической книги «Зияющие высоты», принёсшей Зиновьеву мировую известность, и второго романа «Светлое будущее» писатель был выслан в 1978 году из страны и лишён советского гражданства. Вернулся в Россию в 1999 году.
Творческое наследие Зиновьева включает около 40 книг, охватывает ряд областей знания: социологию, социальную философию, математическую логику, этику, политическую мысль. В эмиграции Зиновьев стал профессиональным писателем, хотя всегда считал себя в первую очередь социологом. Произведения в оригинальном жанре «социологического романа» принесли Зиновьеву международное признание. Зачастую его характеризуют как независимого русского мыслителя, одну из наиболее крупных, оригинальных и противоречивых фигур русской социальной мысли второй половины XX века.
А. Зиновьев всю жизнь занимал активную гражданскую позицию, подвергнув в своих работах острой критике вначале сталинизм и весь советский строй, затем — российский и западный мир, а в конце жизни — процессы глобализации. На Западе, как и в России, его взгляды подвергались резкой критике.
Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев, на этом месте был установлен валун. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф».
Рекомендации по проведению уроков/внеклассных мероприятий, посвященных памяти А. Зиновьева
Материалы для учителя
Личность А. Зиновьева многогранна. Писатель М. Кантор так описывает противоречивость личности Зиновьева: «Он боролся до конца за самое главное, что делает жизнь достойной, — за свободу. И если он выбрал такое средство — вероятно, здесь тоже была странная логика. Он знал: никого рядом нет, он не надеялся ни на что. Надеяться не на что. Но драться надо. Его вдруг охватывал энтузиазм: «Издам журнал «Точки роста» – вот отсюда возродится Россия! В последнем разговоре он обсуждал дегуманизацию европейской культуры, утверждая, что только возрождение гуманизма может спасти Россию».
Знакомство с произведениями А.А. Зиновьева позволяет не только расширить интеллектуальный кругозор старшеклассников, но и развить их критическое мышление. Мы рекомендуем для работы на уроке в старших классах (10-11-ом) социологический роман «Исповедь отщепенца». Автор рассказывает о своей судьбе на фоне тех исторических испытаний, которые выпали на долю России: коллективизация, годы учебы в Москве, знакомство с Лубянкой и дерзкий побег из нее, Великая Отечественная война, студенческая и научная жизнь в послевоенные и последующие годы, эмиграция.
А. Зиновьев считается одним из новаторов жанра социологического романа, который принадлежит одновременно областям науки и литературы. Научные методы, результаты, понятия, утверждения используются в нём как художественные средства, а художественные образы — как средства науки. Произведения этого жанра представляли определённый срез умонастроений советской интеллигенции периода «развитого социализма». Персонажи ведут бесконечные диалоги на разного рода идеологические темы: дают определения и уточняют понятия, сравнивают их реальное и мифологизированное советское значение, пытаются разобраться в сути происходящего и поставить обществу «окончательный диагноз». По своей форме романы Зиновьева напоминают мозаику из небольших, замкнутых по смыслу текстов: советских анекдотов, диалогов представителей разных специальностей и социальных позиций, случаев из жизни, рассуждений, а также стихов, куплетов, и так далее. Заслоняемый диалогами и размышлениями персонажей сюжет угадывается с трудом. У обобщённых героев отсутствуют имена и описания внешности, они обозначаются сатирическими псевдонимами-ярлыками. Зиновьев считал, что его цель не художественное отображение, а строгая и последовательная аналитика, следовательно, достаточно раскрыть интеллектуальную позицию героев, не отвлекаясь на такие незначительные детали, как имена, внешность и так далее.
Социально-философская концепция советского общества, сконструированная А. Зиновьевым в духе «социологического реализма», демонстрировала антигуманный, жёстко взаимосвязанный и взаимообусловленный набор характеристик тоталитарной по сути своей цивилизации социализма, в рамках которой государство всецело подчиняет себе и индивида, и любой (даже самый незначительный) человеческий коллектив, полностью исключая автономность личности.
Живя в эмиграции, А. Зиновьев обращается к исследованию социальной системы Запада, итогом которого стали сборник эссе «Запад» (1995) и в социологическом романе «Глобальный человейник» (1997). Показывая неадекватность западно-ориентированных методов реформирования, Зиновьев обращает внимание на уникальный потенциал коммунистической системы. Зиновьев считал, что коммунистическая идеология с её высокими гуманистическими ценностями имела мало общего с её фактической реализацией в буднях жестокой советской действительности, и пытался понять, какие именно причины не позволили раскрыться заложенным в ней возможностям. В итоге исследований коммунизма и «западнизма», и их борьбы между собой Зиновьев систематизировал свои социологические представления, дополнив их рядом новых понятий, представленных, в частности, в монографии «На пути к сверхобществу» (2001). В этот период он не просто обозначает свою новую позицию, а начинает целеустремлённо её обосновывать, энергично пропагандировать. Этому посвящены его многочисленные работы разных лет: «Горбачевизм» (1988), «Катастройка» (1988), «Смута» (1994), русский эксперимент» (1994), сборник статей «Посткоммунистическая Россия» (1996).
Работы А. Зиновьева периода 2000-х годов посвящены ряду глобальных социальных проблематик: системной критике современной западной цивилизации («западнизма»); развитию идеи о том, что крах советского коммунизма привёл к распаду российской цивилизации; аргументации тезиса об исторической обречённости «западнизма» перед лицом вызовов со стороны цивилизации «коммунальности». Несмотря на то, что как формальный логик, Зиновьев не мог согласиться с возможностью согласования двух принципиально разных, несводимых друг к другу однородных систем — западной и коммунистической, в его взглядах прослеживается эволюция, отражающая новые общественные реалии России. Так, он предлагал приступить к разработке новой некоммунистической идеологии («Идеология партии будущего», 2003), соответствующей уровню знаний и социального развития XXI века. [i]
Рекомендации для проведения интегрированного урока
Для работы на уроках литературы (в том числе и внеклассного чтения) и истории в старших классах предлагаем роман «Исповедь отщепенца».
Сам автор так определяет жанр своего произведения: «Существуют различные формы мемуаров. Среди них можно выделить одну, которую можно назвать словом "исповедь". От других форм она отличается тем, что главным предметом внимания являются не приключения автора, а его размышления и переживания, и не хроникальное описание отдельных событий, а анализ потока жизни, в который был вовлечен автор.
Исповедь не есть автобиография, написанная для каких-то официальных и справочных целей. Не все, что случалось с автором, попадает на ее страницы. А то, что попадает, описывается не всегда в том виде, в каком это мог бы и хотел бы увидеть посторонний наблюдатель, и без тех пикантных деталей, какие любопытно было бы узнать читателю. Это происходит не потому, что автор хочет изобразить себя в наилучшем виде или ввести в заблуждение читателя, а в силу особенностей самой формы исповеди. В моей исповеди, в частности, сыграли роль такие сдерживающие причины.
В моей жизни случались события, о которых я не буду рассказывать никому и никогда. Часть из них касалась не только меня, но и других. Я связан по отношению к ним обетом молчания и священной тайны».
Эстетические особенности социологических романов и повестей А. Зиновьева состоят в следующем: в них
а) сюжетная линия практически отсутствует либо играет ничтожную роль, она заменяется калейдоскопически сменяемыми человеческими ситуациями;
б) практически отсутствуют какие-либо описания природы, интерьера, дизайна событий, всё повествование сосредоточено на непосредственных отношениях людей их разговорах и действиях по отношению друг к другу;
в) герои произведений — не живые индивиды, а носители определённых социальных функций, часто у них нет собственных имён, а лишь обозначения выполняемых ими ролей («мыслитель», «болтун», «претендент», «брат» и так далее);
г) люди и ситуации не поддаются однозначной оценке, добро и зло, высокое и низкое, героическое и подлое в них органично соединены между собой.
Урок, посвященный роману А. Зиновьева «Исповедь отщепенца», может быть бинарным: уроком литературы и истории. Предлагаем систему вопросов для беседы на занятии:
- В чем отличие мемуаров от исповеди? Почему А. Зиновьев выбрал именно такую форму диалога с читателем?
- Как характеризует свою эпоху писатель?
- Каково общее настроение размышлений А. Зиновьева о советской эпохе?
- Как вы понимаете смысл названия романа?
- Является ли А. Зиновьев отщепенцем? Почему?
- Как вы думаете, почему ученый обращается к художественной форме выражения своих идей и мыслей?
-Каковы особенности жанра социологического романа?
- Как в «Исповеди отщепенца» сочетаются наука и литература?
- Какие качества тоталитарной системы, с точки зрения А. Зиновьева, характеризует ее как антигуманную?
- В чем, с точки зрения писателя, состоит гуманистический идеал коммунизма?
- Почему с точки зрения А. Зиновьева коммунистические идеалы не смогли быть реализованы?
- Как писатель оценивал перестройку?
По желанию учителя и старшеклассников возможно проведение историко-литературную конференции «Личность А.Зиновьева: восхождение к высотам науки и литературы». В ходе конференции следует обратиться как к научной деятельности ученого, так и к его литературным произведениям. Предлагаем темы для докладов, которые могут стать итогом учебных исследований обучающихся:
-
Эпохальные события в жизни А. Зиновьева и отношение к ним писателя.
-
А. Зиновьев – ученый –логик.
-
Исповедальность как основная черта произведений А. Зиновьева.
-
Критика западных ценностей в произведениях А. Зиновьева.
-
История и личность в художественных произведениях А. Зиновьева.
В качестве иллюстративного материала к урокам по творчеству и научной деятельности А.А. Зиновьева предлагаем документальный фильм.
Ссылка https://www.youtube.com/watch?v=8hBIk6nRg3s