Лучшие практики в системе формирования читательской грамотности обучающихся
В Курском институте развития образования 27 октября 2022 года состоялся вебинар-методическая мастерская «Лучшие практики в системе формирования читательской грамотности обучающихся», участие в котором приняли учителя русского языка и литературы общеобразовательных организаций Курской области, члены отделения учителей русского языка и литературы РУМО, преподаватели кафедры социально-гуманитарного образования КИРО и кафедры литературы КГУ.
Теоретический блок мастерской «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы» был представлен доцентом кафедры социально-гуманитарного образования КИРО Постричевой И.Д.
Профессор кафедры литературы КГУ Ачкасова Г.Л. в своем выступлении «Читатель художественного текста в поисках его «мерцающих смыслов» сместила акценты, отметив важность привнесения в урок эмоциональной составляющей. Галина Леонтьевна обратилась к примерам из классической литературы и указала на эстетическую сущность явлений искусства. Именно стремление к постижению эстетики художественного текста, по мнению ученого, может способствовать более глубокому проникновению в ткань произведения, а значит, и более эффективному поиску множественных смыслов литературных шедевров.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Курчатова Жукова Р. М. представила мастер – класс «Метод структурного анализа поэтического текста на уроках литературы». Под руководством Раисы Михайловны её коллеги работали над анализом стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать». Учитель продемонстрировала эффективные методические приемы, способствующие расширению представлений о поэзии, что, в свою очередь, становится базой для развития читательской грамотности человека.
Молодой учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47 им. С.В. Широбокова» г. Курска Подтуркина А. С. представила самостоятельно созданный сайт о творчестве писателя С. Довлатова. В своем выступлении Алина Сергеевна убедительно доказала, что информационные технологии и информационная компетентность учителя могут сыграть позитивную роль в формировании читательской грамотности обучающихся.
Проблемы и пути их преодоления, освещенные в ходе вебинара, привлекли внимание педагогов Курской области. По окончании мероприятия многие учителя оставили положительные отзывы и обратились с просьбами и далее продолжать работу по диссеминации положительного методического опыта.