Формирование функциональной грамотности в обучении иностранному языку
14 октября 2022 г. для учителей английского и немецкого языков, обучающихся по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Преподавание иностранного языка на базовом уровне в условиях реализации ФГОС СОО», сотрудниками кафедры СГО Е.А. Давыдовой и С.А. Положенковой была организована стажировочная площадке по проблеме «Эффективные методы формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках иностранного языка».
Иностранный язык – предмет универсальный в отношении совершенствования у обучающихся разнообразных умений, ведь целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, т.е. умения общаться на изучаемом языке. При этом предметом общения, как известно, может быть широкий спектр тем из разных областей знаний. Таким образом, потенциал занятий иностранного языка в полной мере может быть использован для формирования и развития у обучающихся функциональной грамотности в рамках основных её направлений: математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций, умений решать проблемы в сотрудничестве. Об эффективных методах, приёмах и средствах формирования функциональной грамотности в обучении иностранному языку и рассказали участникам стажировочной площадки учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А. Дейнеки» г. Курска.
С приветственным словом к участникам стажировочной площадки обратилась директор школы Кристина Анатольевна Согачева. В своём выступлении она рассказала существующей в образовательной организации модели профильного обучения предметам художественно-эстетического цикла, основных направлениях деятельности школы, представила членов методического объединения учителей иностранного языка.
Учителя методического объединения, Людмила Александровна Лукьянчикова, Яна Игоревна Тутова, Анна Игоревна Шахова, Галина Леонидовна Радомская и Юлия Сергеевна Стародубцева, провели мастер-классы по следующим темам:
-
приёмы формирования математической и финансовой грамотности на уроках английского языка на уровне НОО,
-
стратегии обучения смысловому чтению на уроках английского языка как основа формирования читательской грамотности обучающихся на уровне ООО,
-
технология кейсов как способ формирования функциональной грамотности обучающихся на уровне СОО,
-
формирование функциональной грамотности в рамках реализации курсов внеурочной деятельности.
Таким образом, в логике содержания стажировочной площадки учителям был представлен системный подход к формированию функциональной грамотности у обучающихся с начальной школы до окончания средней школы в единстве урочной и внеурочной деятельности.
В мероприятии приняла участие региональный координатор по вопросам формирования функциональной грамотности, к.ф.н., доцент кафедры СГО Ольга Николаевна Зимнева, которая отметила практическую значимость представленных материалов и приёмов, творческий подход учителей к своей работе.
В завершении стажировочной площадки участники заполнили чек-лист, обсудив содержание мероприятие, эффективность и возможности применения представленного опыта в своей работе.
Для учителей иностранного языка Курской области в 2022 г. это не первое мероприятие, посвящённое формированию функциональной грамотности. В мае был проведён региональный вебинар «Методика развития функциональной грамотности обучающихся на занятиях по иностранному языку», запись которого доступна по ссылке - https://youtu.be/z97mkp989hQ