РЯЗАНЦЕВА ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА
Меню
1161
05.10.2022

РЯЗАНЦЕВА ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА

Дорогие коллеги! Уважаемые педагоги, работники образовательных учреждений, ветераны педагогического труда!

Музей ОГБУ ДПО КИРО  сердечно поздравляет вас  с профессиональным праздником! Крепкого вам здоровья, благополучия в семьях, благодарных и целеустремленных учеников, которые обязательно оправдают ваши надежды!

Каждый год в День учителя музей ОГБУ ДПО КИРО традиционно публикует интервью с одним из замечательных педагогов Курского края.  В этом году о своем жизненном и профессиональном пути нам поведала преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин Колледжа коммерции, технологий и сервиса Курского государственного университета, заслуженный учитель РФ, почетный работник среднего профессионального образования (стаж педагогической работы  - 46 лет) Рязанцева Татьяна Леонидовна.

 

RiazancevaTA.jpgТатьяна Леонидовна многие годы возглавляла Всероссийское методическое объединение преподавателей гуманитарных дисциплин ССУЗов отрасли, с 1986 по 1919 год была бессменным председателем предметной (цикловой) комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин колледжа. 

  1. Когда и как Вы осознали, что хотите связать свою жизнь с профессией учитель? Что побудило к этому?

Я выросла в большой многодетной семье, была шестым ребенком – младшим  в семье. Случилось так, что моя старшая сестра,  которая к тому времени была уже замужем и жила в Харькове, тяжело заболела. На руках у нее был маленький трехмесячный ребенок – Юрочка. И вот этого Юрочку мама привезла к нам домой, и мы его выхаживали. До сих пор, а ему уже 67 лет, он называет меня второй мамой и не забывает. Я с детства любила маленьких детей, всегда была заводилой и лидером, вечно выдумывала какие то игры. Дети ходили за мной хвостом, а мне нравилось с ними заниматься. Уже в школьные годы я поняла, что хочу стать учителем. Но выбор специализации долго вызывал сомнения: одинаково любимы были и история, и литература, и языки. К выбору, который, как оказалось в дальнейшем, дела всей моей жизни, меня «подтолкнул» директор школы Павел Петрович Дёмин. Именно он рекомендовал поступать на исторический факультет Курского государственного педагогического института. А это было совсем не просто, так как факультет был едва ли не самым популярным, и конкурс достигал 12-15 человек на одно место! Но я стала студенткой.Riazanceva2

2. Помните ли Вы свои студенческие годы? Что нравилось, о чем мечтали?

Большинство моих сокурсников не любили практику, а я любила. Свою первую практику я проводила в школе №6, теперь это лицей №6. Я настолько обожала давать уроки, что многое мои однокурсники говорили, что я не совсем нормальная (смеётся).

Перед занятиями я, конечно, боялась и переживала, не могу сказать, что было совсем легко. Но на мои уроки, не хочу хвалиться, приходили руководители практики и преподаватели истории.  По практике у меня всегда были пятерки. Но, однажды,  у меня урок не получился. Я на всю жизнь запомнила, как я рыдала. Это был урок по истории средних веков, и когда я стала готовиться, то поняла, что там такой огромный материал, и я не знаю что выбрать, а завтра мне давать урок. В общем, я растерялась, попыталась выдать все, а  этого делать не надо было. Я, конечно, плакала, но мой руководитель практики Ю. Друговской меня успокоил. Он сказал: «Это очень хорошо, что ты так переживаешь, значит, из тебя получится хороший учитель».

 3. Помните ли Вы свой первый урок, когда уже окончили институт и приступили к трудовой деятельности? Какие чувства Вы тогда испытали?Riazanceva2

После института, я по распределению должна была ехать в Ташкент работать в детской комнате милиции. Но поскольку у меня был маленький ребенок, мне предоставили право свободного трудоустройства. Меня взяли на работу в Ленинский райком комсомола. Вначале я, где то полгода работала статистом, а потом меня уже отправили на работу в техникум советской торговли – то учебное заведение, где прошла практически вся моя жизнь. Это второй дом в полном смысле этого слова.

Началась моя комсомольская деятельность в роли секретаря комитета комсомола и параллельно мне дали немного часов истории. На этой должности я проработала три года. Потом пришел Владимир Васильевич Шевелев – наш новый директор. Он посетил мой урок и предложил мне перейти на учебную деятельность. Меня не отпускали, мотивируя тем, что первым делом должна быть партийная деятельность. Но я настояла, потому что мне действительно очень хотелось быть учителем.

Какие чувства я испытывала во время первого урока? Чувство страха и одновременно чувство удовлетворения. Первый мой урок уже в трудовой деятельности был по материалам очередного пленума ЦК. Я пришла читать к ребятам, которые уже отслужили армию, которые уже были вполне самостоятельными – 4 курс, технологи. И когда я пришла и стала читать материал, мне посыпались записки на трибуну.  После урока я выскочила в слезах, потому что в записках были приглашения на свидание. Вот это был мой первый урок. Я его очень хорошо запомнила! Завуч – Клавдия Михайловна меня успокаивала и говорила, что такая твоя стезя, нужно не бояться аудитории.  Вот так в 1973 году началась моя педагогическая деятельность, которая продолжалась по 2019 г.

  1. Вы начинали свою педагогическую деятельность в 1973 г. Насколько изменилась работа учителя сегодня? Отличается ли современное поколение детей от поколений прошлых лет?

  Riazanceva2В последние годы работы очень выбивали из рабочего ритма бесконечные проверки и отчеты, что затрудняло возможность индивидуальной работы. В советские времена такого, конечно, не было.  Мы очень много ездили, смотрели уроки, мероприятия, обменивались опытом. Это было здорово! Сейчас, чтобы, например, поехать в Питер или Москву на повышение квалификации нужно заплатить деньги. Для учителя самообразование имеет большое значение, особенно для историка. Всегда нужно быть в курсе событий, потому что ребята задают такие каверзные вопросы! Особенно в периоды каких-либо политических или экономических потрясений, таких как перестройка.  Нужно уметь им тонко ответить.

Изменилось и то, что раньше мы брали основную информацию в библиотеках, сегодня это интернет. И нужно еще научить ребят правильно работать с разноплановой информацией из всемирной «паутины».

Я любила работать с ребятами над созданием различных проектов. Последний мой проект – «Бранные поля России». Студенты искали материал о Куликовской битве, Бородинском сражении, Курской битве. Самостоятельно сделали техническую часть проекта, нашли песни, музыкальное сопровождение. Мероприятие получилось великолепное! Завершили бессмертным полком, прошли с портретами через весь зал. Встали все присутствующие, у некоторых были слезы на глазах!

Если бы у меня были силы, я бы до сих пор, наверное, работала, потому что сейчас мы живем в такое время, когда история на наших глазах вершиться, и так хочется обсудить.

  1. Какой совет Вы могли бы дать молодым учителям, которые только начинают свой профессиональный путь? В чем состоит секрет педагогического успеха?

Любить свою профессию! Если вы чувствуете, что пришли не туда, лучше уходите. Вот поверьте, был период, когда нам зарплату не платили в 90-е гг. У меня не разу не возникла мысль, что нужно уйти.

  1. Что бы Вы пожелали коллегам в их профессиональный праздник?

В сегодняшней обстановке, прежде всего здоровья и мира! И чтобы благополучно было в семьях!

С профессиональным праздником, дорогие коллеги!