Краеведческие чтения как форма популяризация лучших практик приобщения обучающихся к культурному наследию, традициям, памятным страницам истории малой родины
Меню
970
10.06.2022

Краеведческие чтения как форма популяризация лучших практик приобщения обучающихся к культурному наследию, традициям, памятным страницам истории малой родины

6 июня 2022 года кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО проведён вебинар «Краеведческие чтения как форма популяризации лучших практик, направленных на гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся». Модератором мероприятия выступила Каськова Ирина Александровна – преподаватель кафедры СГО, кандидат педагогических наук.

Каськова И.А., открывая вебинар, обратила внимание присутствовавших на актуальность организации на всех ступенях образования краеведческой работы с детьми, направленной на формирование у молодого поколения гражданского самосознания, воспитание у него любви к отчему краю и Отечеству, вовлечение в созидательную, творческую деятельность. В ходе выступления Ирина Александровна Каськова отметила, что Чтения проводятся с целью популяризация лучших практик приобщения обучающихся к культурному наследию, традициям, памятным страницам истории малой родины, развития творческой инициативы педагогов.

Каськова И.А. подвела итоги участия педагогических работников Курской области в краеведческих чтениях (далее – Чтения), проанализировав содержание, жанровое своеобразие, методическую ценность работ, представленных в соответствии с тремя тематическими направлениями:

  1. 2022 – Год культурного наследия народов России.

  2. Юбилеи курских поэтов и писателей. Литературное наследие соловьиного края.

  3. Памятные даты в истории и научной, культурной жизни Курской области.

Для участия в Чтениях 42 педагогическими работниками различной специализации присланы сценарные планы уроков, разработки внеклассных занятий, мероприятий, статьи, исследовательские работы, 5 обучающимися представлены проекты. Ко многим работам прилагались аудио- и видеофайлы, презентации, разнообразный иллюстративный материал. Больше всего материалов получено по первому тематическому направлению Чтений.

В соответствии с первым тематическим направлением участниками Чтений выполнены работы о традициях отмечать календарные праздники, об обрядах, фольклоре, диалектах, которые берегут, чтут жители районов Курской области, умельцах, что сохраняют и развивают народные промыслы. Также в рамках данного направления были представлены истории возведения православных храмов, творческий путь народных ансамблей, прошлое и настоящее домов, с которыми связана жизнь  известных людей соловьиного края, исследованы истоки возникновения и этапы развития театральной жизни, киноиндустрии в Курской области.

В рамках второго направления Чтений выполнены работы, основанные на анализе произведений В.П. Деткова, Е.И. Носова, В.М. Коркиной, А. Дутова – сильного и талантливого человека с трагической судьбой.

В соответствии с третьим тематическим направлением участники Чтений презентовали социально значимую деятельность по гражданскому, патриотическому воспитанию, организации краеведческой музейной, выставочной работы. В рамках третьей рубрики также выполнены работы об открытиях, научных достижениях известных учёных-курян.

Каськовой И.А. были даны рекомендации по подготовке, оформлению представляемых на Чтениях работ: проверять тексты на процент оригинальности; редактировать весь присылаемый материал – печатный и электронный в разных форматах; проявлять творческий подход при использовании источников (интерпретировать их, а не пересказывать), выбирать неизученные темы или аспекты вопроса, оригинальные формы осмысления изученного.

Ирина Александровна Каськова презентовала электронный сборник материалов краеведческих чтений, в который вошли работы 21 автора. Они соответствуют выбранному направлению, требованиям, сформулированным в положении о краеведческих чтениях. Данные работы актуальны и интересны по тематике, форме представления материала.

 В ходе вебинара состоялся обмен опытом по повышению интереса обучающихся к краеведению, решению задач гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания, эстетического, эмоционального и творческого развития детей.

Разноплановую работу  краеведческой направленности, реализуемую в рамках дошкольного образования, представили Зобова Олеся Анатольевна, педагог-психолог, и Глебова Наталья Алексеевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19» г. Железногорска.

Павлюкова Елена Николаевна, учитель истории и краеведения МКОУ «Гончаровской СОШ» Суджанского района Курской области, продемонстрировала эффективные приёмы, формы урочной и внеурочной работы в рамках исторического краеведения.

Кравцова Лариса Викторовна, учитель музыки МБОУ «СОШ №48 им. Р.М. Каменева» г. Курска и МОКУ «Тарасовская ООШ» Медвенского района, представила систему работы в области культурологического краеведения, обратив особое внимание на организацию проектной деятельности учащихся.

Гуляевой Екатериной Витальевной, учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ №30» г. Курска, участникам вебинара были предложены интересные методические находки, продуктивные виды учебной деятельности обучающихся в рамках литературного краеведения.

В завершение вебинара Каськова И.А. поблагодарила выступавших за сотрудничество, участников Чтений – за активную жизненную позицию, пожелала всем педагогическим работникам новых творческих достижений и методических открытий.