Стажировочная площадка «Формирование российской гражданской идентичности на уроках родного языка, родной литературы и во внеурочной деятельности»
Меню
528
25.04.2022

Стажировочная площадка «Формирование российской гражданской идентичности на уроках родного языка, родной литературы и во внеурочной деятельности»

21 апреля 2022 года на базе МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №2» Суджанского района Курской области в дистанционном режиме была организована региональная стажировочная площадка «Формирование российской гражданской идентичности на уроках родного языка, родной литературы и во внеурочной деятельности». Мероприятие было проведено для слушателей курсов по ДПП ПК «Особенности преподавания учебных предметов «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

Открыла стажировочную площадку преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования КИРО, руководитель программы, к.п.н. Каськова Ирина Александровна, обозначив её направленность – изучение лучших практик преподавания родного языка и родной литературы. Данные предметы являются средством формирования у учащихся гражданской позиции, понимания ими неразрывной связи родного языка и родной литературы с историей, культурой народа, с его самосознанием и национальной картиной мира. Каськова И.А. обратила внимание участников мероприятия на необходимость проведения культурологического анализа текстов, осуществления историко-культурного комментирования их, использования ресурсов сравнительного языкознания, этимологии.

Слушателям курсов директором МКОУ «Суджанская СОШ № 2» Заседовой Оксаной Сергеевной была представлена визитная карточка МКОУ «Суджанская СОШ № 2»: освещены основные направления в учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива, методического объединения учителей русского языка и литературы, результаты работы. Радченко Маргарита Николаевна, заместитель директора общеобразовательного учреждения, руководитель  стажировочной площадки, познакомила присутствующих с планом её работы.

Для слушателей курсов в творческой форме презентации проектной работы ученика 11 класса, в которой нашли отражение история, символы, жизнь выдающихся людей малой родины, была проведена экскурсия по Судже.

В ходе представления  опыта работы «Изучение народных промыслов  как открытие самобытности культуры родного края» учителем русского языка и литературы Пугачевой Александрой Петровной были рассмотрены возможности использования на занятиях регионального материала для формирования у учащихся познавательного интереса к изучению произведений, традиций мастеров, символов малой родины.

В рамках творческого практикума «Живое слово суджанского фольклора на уроках родной литературы», который провела учитель русского языка и литературы Корниенко Елена Сергеевна, основное внимание было уделено вопросам анализа, инсценирования учащимися традиционных праздников, образов устного народного творчества и национальной культуры. Слушателям было предложено собрать словесный портрет Тимони, являющегося  фольклорной константой суджанской земли.

Учитель начальной школы Белоброва Светлана Леонидовна представила возможности использования сочинений учащихся «Нет в России семьи такой…» как средства воспитания у учащихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, приёмы реализации коммуникативно-эстетических возможностей родного языка. Белоброва СЛ. показала видеофрагменты урока родного языка в 4 классе «Источники богатства и выразительности русской речи».

Учитель русского языка и литературы Остимук Людмила Витальевна осветила в ходе своего выступления вопрос использования в учебной и внеурочной деятельности музейно-педагогической технологии, иллюстрировала изложенные методические основы её применения видеофрагментами уроков-экскурсий, проведённых в школьном музее. Остимук Л.В. рассказала о функционировании музея, который стал святыней школы, определившей её лицо и нравственный облик учащихся, центром патриотического воспитания учащихся.

В рамках презентации опыта работы «Роль произведений курских писателей в формировании гражданской идентичности школьников» учитель русского языка и литературы Белоброва Галина Васильевна продемонстрировала приёмы анализа образов, выявления выразительных средств языка в текстах, актуализирующие ценностные аспекты регионального материала и ориентированные на воспитание у учащихся национального самосознания, патриотизма.

Учителем русского языка и литературы Ященко Людмилой Николаевной была представлена система организации ею активной общественной деятельности учащихся. Ященко Л.Н. показала видеофрагменты  внеурочного мероприятия «Храни, мой друг, родную речь, чтоб на Земле себя сберечь!»,  проведённого ею  в форме акции «Открытый микрофон». Представленная акция была посвящена Дню родного языка, и выбранная актуальная форма позволила педагогу реализовать задачу воспитания у учащихся ценностного отношения к родной культуре, создать условия для личностной самореализации школьников.

В ходе стажировочной площадки были представлены уроки родного языка и родной литературы, урок-экскурсия, проектная деятельность учащихся, внеурочное мероприятие. Транслирование успешных практик преподавания также происходило в рамках презентации педагогами опыта работы и творческого практикума.

По завершении стажировочной площадки руководитель программы курсов Каськова Ирина Александровна и слушатели отметили разнообразный методический инструментарий, предложенный учителями МКОУ «Суджанская СОШ №2» в рамках представленной ими разноплановой урочной и внеурочной деятельности, в том числе проектной, социально-педагогической. Ирина Александровна поблагодарила администрацию и педагогов за продемонстрированные формы работы, направленные на достижение учащимися личностных результатов, реализацию  задач гражданского, патриотического  и духовно-нравственного  воспитания, за продуктивное сотрудничество, профессионализм и  творческий подход, проявленные  в ходе подготовки и проведения стажировочной площадки.