Стажировочная площадка «Приёмы повышения мотивации к изучению родного (русского) языка и родной (русской) литературы»
Меню
1171
21.04.2022

Стажировочная площадка «Приёмы повышения мотивации к изучению родного (русского) языка и родной (русской) литературы»

20 апреля 2022 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 7 имени А.С. Пушкина» г. Курска для слушателей курсов по ДПП ПК «Особенности преподавания учебных предметов «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» в дистанционном режиме была организована региональная стажировочная площадка «Приёмы повышения мотивации к изучению родного (русского) языка и  родной (русской) литературы».

Открыла стажировочную площадку руководитель программы Каськова Ирина Александровна, преподаватель кафедры СГО ОГБУ ДПО КИРО, к.п.н., отметив актуальность проблемы формирования у учащихся положительной мотивации  к изучению родного языка и родной литературы, так  как данные учебные предметы являются одними из средств воспитания у учащихся  уважительного, бережного отношения к русской национальной культуре и культурам других народов Российской Федерации, чувства сопричастности  к ним, потребности сохранять и приумножать творческое наследие многонационального Отечества. Ирина Александровна сформулировала цель стажировочной площадки – методическое сопровождение процесса преподавания учителями  русского языка и литературы  учебных дисциплин предметной области «Родной язык и родная литература», обмен лучшими практиками  обучения  учащихся.

Шумакова Галина Ивановна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с УИОП № 7 им. А.С. Пушкина» г. Курска, познакомила слушателей с визитной карточкой методического объединения учителей русского языка и литературы.

Золотарёва Лариса Георгиевна, учитель русского языка и литературы, руководитель МО, в ходе своего выступления  «Пути повышения мотивации к изучению родного (русского) языка и родной (русской) литературы»  продемонстрировала возможности использования такого методического арсенала, как коллективные дела, групповые исследования учащихся, театрализация, потенциал применения приёмов, актуализирующих самостоятельность, инициативность школьников, развитие  у них  познавательного интереса.

В ходе презентации опыта работы «Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика» Нагорной Маргаритой Николаевной, учителем русского языка  и литературы, был представлен урок родного (русского) языка в 10 классе. Учителем была организована деловая игра «Дебаты», направленная на достижение школьниками предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе группового обсуждения ими вопросов реализации ресурсов родного языка, использования в медиапространстве, проблемы экологии языка, способности его к самосохранению, самоочищению.

В рамках мастер-класса «Эйдос-конспект как прием повышения мотивации к изучению родного (русского) языка и родной (русской) литературы», проведённого учителем русского языка и литературы Натальей Ивановной Нагорновой, была представлена методика организации работы учащихся над оформлением данного типа конспектов, раскрыты их  виды, структура, преимущества этого приёма, способствующего оживлению художественного мира автора, индивидуальному, самостоятельному  прочтению образов школьниками.

В ходе стажировочной площадки было продемонстрировано использование учителем русского языка и литературы Добровольской Василиной Валентиновной технологии эйдос-конспектов при проведении уроков родной (русской) литературы: показаны фрагменты урока в 8 классе «Экскурсия в имение А.А. Фета». При планировании учителем работы учащихся с эйдос-конспектами были реализованы связи, взаимовлияние разных видов искусства. Школьники при оформлении данных конспектов комментировали выбор их  цветового и композиционного решения.

Разные приёмы и методы повышения мотивации к изучению учащимися родного (русского) языка и родной (русской) литературы были показаны  при презентации литературной гостиной «Поэтический мир А.С. Пушкина»,  проведённой Нагорновой Натальей Ивановной  в рамках деятельности созданной в образовательной организации литературно-театральной студии.

В завершающей части стажировочной площадки Шумаковой Галиной Ивановной,  заместителем директора по УВР, в форме методического  моста «Текст. Контекст. Интертекст» было осуществлено интерактивное взаимодействие со слушателями. Учителям было предложено решить интересную исследовательскую задачу: найти в тексте Т. Толстой узнаваемые русскими читателями цитаты и образы, объяснить возникающие ассоциативные интеллектуальные и художественные ряды.

Каськова Ирина Александровна, руководитель программы  курсов, подводя итоги работы, обратила внимание присутствующих  на актуальность применения ими интерактивных форм организации урочной и внеурочной деятельности учащихся при обучении их родному языку и родной литературе, проведения школьниками  лингвокультурологического анализа, историко-культурного комментирования текстов. И.А. Каськова поблагодарила администрацию и педагогов МБОУ «СОШ с УИОП № 7 им. А.С. Пушкина» за продемонстрированные ими эффективные способы совершенствования методического сопровождения изучения учащимися учебных дисциплин предметного модуля «Родной язык и родная литература». Слушатели курсов по ДПП ПК «Особенности преподавания учебных предметов «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» в ходе обсуждения представленного педагогами опыта работы отметили его значимость, актуальность.