Вебинар «Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке как средство сохранения и развития интереса обучающихся к изучению родных языков и ценностей национальной культуры»
24 декабря состоялся вебинар «Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке как средство сохранения и развития интереса обучающихся к изучению родных языков и ценностей национальной культуры». Модератором мероприятия являлась региональный координатор Конкурса преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО Каськова Ирина Александровна.
В ходе вебинара были рассмотрены следующие вопросы:
-
Организация педагогами региона учебно-воспитательной деятельности, направленной на воспитание у обучающихся любви, бережного отношения к родному языку, культуре своего народа как важнейшим духовным ценностям, развитие у школьников литературных способностей, повышение их социальной и творческой активности.
-
Итоги участия обучающихся Курской области в Конкурсе на региональном и федеральном этапах и рекомендации по подготовке, оформлению школьниками предоставляемых материалов в 2022 году.
-
Презентация педагогами области, которые подготовили победителей и призёров регионального этапа Конкурса, опыта работы, нацеленной на осознание школьниками языковой, национальной идентичности, ценности традиционной народной культуры, развитие навыков написания сочинений разных жанров.
В ходе выступления Ирина Александровна Каськова обратила внимание участников мероприятия на важность организации учебно-воспитательной деятельности, направленной на развитие у учащихся навыков написания сочинения как самостоятельной творческой работы, усвоение ими содержания образования, отражающего элементы национального и общероссийского социокультурного опыта, на расширение представлений школьников о традициях и обычаях народов, населяющих Российскую Федерацию. Она подчеркнула, что различные формы урочной и внеурочной работы должны быть нацелены на решение задачи формирования у обучающихся ценностного, осознанного отношения к родным языкам и родной культуре, дружеских, добрососедских связей с людьми разных национальностей, укрепление общероссийского гражданского единства, воспитание патриотизма, гордости за своё многонациональное Отечество.
Каськовой И.А. педагогам области было рекомендовано использовать дидактические единицы, отражающие национальный, этнокультурный опыт: лингвокультурные концепты, факты русской языковой картины мира, прецедентные тексты, информацию об истории, быте, традициях, верованиях, нравственных представлениях, убеждениях русского народа и людей других национальностей. Учителям следует рассматривать с учащимися в рамках урочной и внеурочной деятельности события русской языковой истории в связи с историей народа, сведения из области этимологии, сравнительного языкознания, примеры выбора модели поведения людьми, отражающие базовые национальные ценности, духовные и нравственные ценности народов России, высказывания о малой и большой Родине, устное народное творчество, краеведческую литературу, самобытную региональную культуру.
Региональный координатор Конкурса Каськова Ирина Александровна в соответствии с обозначенными в региональном и федеральном положениях о проведении Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке требованиями к содержанию, жанровому своеобразию представляемых на Конкурс сочинений и к оформлению сопроводительных документов проанализировала присланные для участия в региональном этапе материалы, отметила активность, творческий интерес учащихся из определённых муниципалитетов и общеобразовательных организаций.
Педагогам области Каськовой И.А. были даны рекомендации по подготовке и оформлению школьниками материалов для участия в Конкурсе в следующем году: при оформлении материалов следовать требованиям, сформулированным в региональном и федеральном положениях о проведении Конкурса; проверять работу на наличие плагиата; полностью, согласно форме заполнять бланки сопроводительных документов, верно указывая личные данные учащихся и информацию об учебной организации; точно указывать направление и подбирать тему в рамках обозначенной номинации, не дублируя её. Учителям рекомендовано редактировать отобранные для конкурса сочинения и все прилагаемые сопроводительные материалы; повышать общую эрудицию и уровень языковой культуры учащихся, проводить работу, направленную на снижение использования школьниками в работах содержательных и стилистических стереотипов, речевых штампов.
В ходе вебинара были представлены результаты участия школьников Курской области на федеральном этапе Конкурса. Плотников Егор, учащийся 4 класса МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области, стал абсолютным победителем в своей возрастной группе и на торжественной церемонии награждения победителей и призёров заключительного этапа прочитал сочинение о курском диалекте «Сказка о том, как Курский Язык гулять ходил…».
Среди 750 работ, отправленных на федеральный этап Конкурса, было отобрано 80 лучших для публикации их в сборнике конкурсных сочинений. В число таких работ вошли сочинения Разиньковой Алины, учащейся 8 класса МБОУ «СОШ № 50» г. Курска, учащейся 9 класса Хардиковой Марии и учащегося 4 класса Плотникова Егора МКОУ «Гончаровская СОШ» Суджанского района.
В ходе вебинара свой опыт работы, направленной на познание и сохранение обучающимися нравственных ценностей, культурно-исторического наследия малой родины и народов России, формирование у школьников национальной идентичности, гражданственности, социальной активности, представили педагоги, чьи учащиеся стали победителями и призёрами регионального этапа Конкурса:
Кузнецова Ирина Викторовна, учитель МБОУ «СОШ № 50» г. Курска, подготовившая лауреата 2-й степени регионального этапа конкурса – Разинькову Алину (8-9 классы), участника федерального этапа Конкурса. Ученица этой же школы Харская Алиса стала лауреатом 3-й степени регионального этапа (8-9 классы);
Чернухина Елена Николаевна, учитель МБОУ «СОШ № 14» г. Железногорска, подготовившая лауреата 2-й степени Головенькину Викторию (5-7 классы), участника федерального этапа Конкурса;
Бондарь Юлия Анатольевна, учитель МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 55 имени А.Невского», подготовившая победителя Гребёнкину Екатерину (8-9 классы), участника федерального этапа Конкурса;
Крюкова Мария Николаевна, учитель МКОУ «Любачанская СОШ» Медвенского района, подготовившая победителя Гурову Анастасию (8-9 классы), участника федерального этапа Конкурса;
Кирсанова Ирина Петровна, учитель МБОУ «СОШ № 15» г. Курска, подготовившая победителя Склютову Дарью (5-7 классы), участника федерального этапа Конкурса.
В заключение представили свой опыт работы учитель начальных классов МКОУ «Гончаровская СОШ» Суджанского района Шкуратова Татьяна Александровна, подготовившая победителя регионального и федерального этапов Плотникова Егора (4 класс), учителя русского языка и литературы Шелудченко Анна Викторовна и Беленькова Елена Викторовна, учащиеся которых стали лауреатами регионального и участниками федерального этапов– Горулько Диана (10-11классы) и Хардикова Мария (8-9 классы).
Каськова И.А. поблагодарила участников вебинара, предоставивших материалы, за сотрудничество в деле духовно-нравственного, патриотического, эстетического воспитания подрастающего поколения, обучающихся – участников Конкурса – и педагогов, их подготовивших, за творческий подход, увлечённость.