В преддверии Дня учителя хотелось бы вспомнить о ветеранах педагогического труда. О тех учителях, которые многие годы трудились, отдавая все силы, любовь и мудрость будущим поколениям Курской земли
Меню
2402
04.10.2021

В преддверии Дня учителя хотелось бы вспомнить о ветеранах педагогического труда. О тех учителях, которые многие годы трудились, отдавая все силы, любовь и мудрость будущим поколениям Курской земли

В преддверии Дня учителя хотелось бы вспомнить о ветеранах педагогического труда. О тех учителях, которые многие годы трудились, отдавая все силы, любовь и мудрость будущим поколениям Курской земли.

ЧАПЛЫГИНА РАИСА ВАСИЛЬЕВНА – учитель начальных классов МКОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа №2» Курской области, Заслуженный учитель РФ, учитель высшей квалификационной категории, победитель конкурса «Лучшие учителя России» и обладатель гранта приоритетного национального проекта «Образование», победитель областного конкурса «Учитель года – 96», стаж педагогической работы – 50 лет.

Награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда», почетной грамотой Курской областной Думы, комитета образования Курской области и множеством грамот отраслевого направления регионального и муниципального значения.

Музей развития образования в Курской области ОГБУ ДПО КИРО публикует интервью с Заслуженным учителем РФ Чаплыгиной Раисой Васильевной.

Музей: Когда и как Вы осознали, что хотите связать свою жизнь с профессией  учитель? Что побудило к этому?

Раиса Васильевна: По большому счету я больше ничего не умею делать, кроме как учить и воспитывать, поэтому и стала учителем. А если серьезно, то «настоящий учитель –  это тот, кто может делать свое дело, не роняя собственное достоинство и достоинство учеников, не ущемляя их права и интересы». Не знаю, кому принадлежат эти слова, но всецело разделяла их и руководствовалась ими на протяжении всего своего трудового пути. Учителем надо родиться и только после этого им стать. В моем случае так и было. Образец мамы, она учитель начальных классов. В детстве – игра в школу, в школе – отрядный вожатый и поступление  после 8 класса в Курское педагогическое училище,  на школьное отделение.

Музей: Какое учебное заведение окончили, прежде чем приступить к трудовой деятельности? О чем мечтали в студенческие годы?

Раиса Васильевна: В 1969 г окончила Курское педагогическое училище, школьное отделение. В 1976 г Курский государственный педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Годы учебы были яркими, интересными, насыщенными. Здесь приобретен первый опыт комсомольской и профсоюзной работы, общественной деятельности,  коммуникации, что в значительной мере помогло в профессиональном становлении. Была молодость, мечта  работать в большом коллективе  крупной школы, но осуществиться этому,  было не суждено. По распределению попала работать в отдаленную сельскую малокомплектную школу, где было 2 учителя и 23 ученика.

Музей: Помните ли Вы свой первый урок? Какие чувства Вы тогда испытали?

Раиса Васильевна: Прекрасно помню свой первый самостоятельный урок. Он существенно отличался от уроков практикантки, где был учитель, за которого можно было «спрятаться», спросить непонятное, уточнить цели и задачи, скорректировать содержание, определить формы и методы работы, а здесь один на один... Это был урок чтения в 3 классе. Дети сидели завороженные, а я, полна страха и ужаса, говорила, всё, что знала на тот период о советской родине, о партии, о Ленине, о счастливом детстве. Я так хотела их впечатлить, им запомниться, понравиться и только спустя некоторое время  поняла, что делала все не то и далеко не так.

Музей: Наверное, за много лет работы у Вас накопилось много интересных историй из школьной жизни. Можете поделиться одной из них?

Раиса Васильевна: За большой период работы было много интересных и курьезных историй. Как правило, запоминаются ученики либо с очень хорошей, либо с плохой успеваемостью и поведением, но это ещё ни о чем не говорит. Жизнь расставляет все по своим местам. Плохо успевающий ученик – это ещё не значит – плохой человек. Став взрослыми, эти дети, как правило, более внимательные, отзывчивые, благодарные, трудолюбивые и милосердные, чем некоторые зазнайки-отличники. Был у меня ученик некто А., очень слабый, натянуть тройку к концу четверти ну никак не получается. Говорю ему: «Закончили изучать «Сказку о рыбаке и рыбке», что ты можешь сказать о жизни старухи?» Ответ: «А на что она мне нужна, что я буду в чужую жизнь вмешиваться!» Я не знаю, чем он руководствовался, когда так говорил, всем было смешно. Он с большим трудом окончил школу, был призван в армию, служил в Афганистане, был ранен, за боевые заслуги награжден, вернулся, создал семью, стал хорошим семьянином, работает механизатором.

Музей: Вы начинали свою педагогическую деятельность в конце 60-х гг. Насколько изменилась работа учителя сегодня? Отличается ли современноепоколение детей от поколений прошлых лет?

Раиса Васильевна: За время моей работы было много всяких новшеств и реформ. Я не помню таких периодов, чтобы было работать легко и просто, да и слово  «труд», по всей вероятности, от слова «трудно». Во все времена были свои трудности. Разве можно считать работу учителя легкой, когда к уроку надо было все приготовить своими руками, сходить с лекцией на ферму или предприятие, попутно подготовить с детьми концерт, поучаствовать в художественной самодеятельности, в комсомольском собрании и т.д. Ведь ты живешь в социуме! Да и школьная жизнь организована согласно плану. Советский учитель 60-80- х годов – это воспитатель, агитатор, пропагандист. Вот и делай вывод: легко? Дети остаются детьми во все времена, жизнь в обществе оставляет свой отпечаток. Потеря детских организаций сыграла отрицательную роль, нет дворовых спортивных команд, книга перестала быть лучшим другом, уважение к старшим оставляет желать лучшего, современный учитель не пользуется авторитетом в обществе, он сегодня занимается чем угодно, только не прямыми обязанностями, «отчетность » увеличилась в разы.

Музей: Какой совет Вы могли бы дать молодым учителям, которые только начинают свой профессиональный путь? В чем состоит секрет педагогического успеха?

Раиса Васильевна: Дорогие юные коллеги, не ищите легких путей, смело идите к детям, открывайте им новые тайны, любите их такими, какие  они есть, не ущемляйте их права и интересы и успех придет. Никакая, даже самая  передовая, техника не заменит живого общения учителя и ученика.

Музей: Что бы Вы пожелали коллегам в их профессиональный праздник?

Раиса Васильевна: Дорогие друзья! Сердечно поздравляю с профессиональным праздником, Днем учителя! Желаю всем педагогам крепкого здоровья. Не теряйте оптимизма, трудолюбия и веры себя. Пусть ваш труд ценится государством, руководством образовательных учреждений, родительской общественностью и, конечно, вашими учениками. Пусть зарплата воплотит ваши мечты. Желаю дальнейшего процветания и благополучия каждому из вас, мои дорогие коллеги, пусть удача всегда сопутствует вам, пусть в семье царит гармония, а здоровье становится только крепче.

С глубоким уважением и признательностью Раиса Васильевна Чаплыгина 29.09.2021 г.

Каждый год 1 октября – в день добра и уважения, бывшие ученики Раисы Васильевны приходят проведать свою учительницу и поздравить ее с наступающим днем учителя.