- Подробности
-
Создано: 16.08.2021 10:18
-
Просмотров: 850
ОБЛАСТНЫЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ 2021
Электронный сборник материалов краеведческих чтений
Краеведение возбуждает интерес и воспитывает
уважение к истокам нашим, к родной земле… Его
воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-
то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим
гробам и родному пепелищу: в них – краелюбие.
Краеведение – всегда краелюбие.
С.О. Шмидт
Краеведение не случайно называют ещё и родиноведением, потому что оно связано с собиранием крупиц подлинной истории отчего края, сохранением традиций национальной культуры, бытописанием характерных черт жизни народа на родной земле, изучением судеб людей, которые оставили заметный след в биографии малой Родины: в искусстве, науке, военном деле, – анализом их публицистических и художественных произведений.
Изучение истории и культуры родного края, любовь к своей малой Родине формируют чувство любви и уважения к Отечеству, определяют желание ей процветания, что служит средством решения важной общественно-политической задачи и педагогической проблемы – гражданского, патриотического воспитания детей и молодёжи, обеспечения социальной стабильности, непрерывности исторического процесса в России.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека, полагая, что без неё не может быть развития ни личности, ни народа, ни государства. Академик считал память основой совести, культуры, понимания её ценности, благодарную память о предках – средством противостояния уничтожающей силе времени.
Краеведческие чтения (далее – Чтения) стали традиционным ежегодным мероприятием, которое организуется и проводится кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования».
Цель Чтений – популяризация лучших практик педагогов по приобщению обучающихся к истории малой Родины и Отечества, духовной культуре родного края, формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, утверждению в его сознании идей мира и созидания, вовлечению школьников в просветительскую, творческую деятельность.
Чтения предоставляют возможность всем участникам узнать новую информацию о своём родном крае, земляках, служат развитию творческой инициативы педагогов, повышению интереса обучающихся к краеведению.
В 2021 году в Чтениях, которые, как и в 2020, проходили в дистанционном формате, приняли участие 34 педагога образовательных организаций Курской области, подготовившие 36 работ по трём направлениям:
- 2021 – Год науки и технологий в Российской Федерации. Учёные курского края и их открытия.
- Знаменитые люди в истории курского края. Известные гости соловьиного края.
- Юбилеи курских поэтов и писателей. Литературное наследие соловьиного края.
Педагогами образовательных организаций области были присланы 6 исследовательских работ учителей, 9 проектов, выполненных обучающимися, 13 разработок внеклассных, факультативных занятий и мероприятий, 4 статьи, 4 сценарных плана уроков.
По итогам Чтений создан электронный сборник материалов, куда вошли работы педагогов и их учащихся, соответствующие указанным в Положении о краеведческих чтениях трём тематическим направлениям, ранее не публиковавшиеся, имеющие высокий процент уникальности, который выявлен при проверке по программе «Антиплагиат».
Отобранные для публикации в сборнике работы отвечают задачам нравственного, патриотического воспитания, эмоционального и эстетического развития обучающихся, реализации творческих способностей, формирования навыков исследовательской деятельности. Опубликованные в сборнике материалы интересны, актуальны по содержанию и форме представления. В содержании отражены направления, в рамках которых выполнялись работы участниками краеведческих чтений.
Благодарим всех участников краеведческих чтений за предоставленные материалы, за творческий поиск, увлечённость, надеемся на продолжение продуктивного взаимодействия в деле духовно-нравственного, патриотического, эстетического воспитания учащихся.
Электронный сборник размещён на сайте КИРО во вкладке «Деятельность. Научная и инновационная деятельность. Конференции, вебинары, семинары». Сборник имеет информационно-просветительскую направленность. Он адресован всем, кто интересуется историей и культурой родного края, предназначен для использования педагогами его материалов в учебно-воспитательной деятельности.
Содержание
I. 2021 – Год науки и технологий в Российской Федерации. Учёные курского края и их открытия.
- Работы педагогов.
1.1. Гатилова И. Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3 г. Щигры Курской области».
archive
Непобедимый — не фамилия, а призвание… (разработка внеклассного мероприятия)
(1.65 MB)
.
1.2. Нагорная В.П., методист МКУ «Большесолдатский РМК».
archive
Мои дорогие земляки (о выходцах из маленькой деревни Левшино) – статья.
(7.04 MB)
- Работы учащихся.
2.1. Пшеничников А.А., обучающийся МБОУ «Прогимназия “Радуга”» г. Курска. Руководитель: Субботина Т.В., учитель начальных классов.
Анатолий Уфимцев – гениальный русский изобретатель-самоучка (исследовательская работа).
2.2. Самолётова Д.С., обучающаяся 10 класса МБОУ «Рыльская СОШ № 1 им. Г.И. Шелехова» г. Рыльска. Руководитель: Завадская М.В., учитель русского языка и литературы.
Имя Г.И. Шелихова на карте России и мира (исследовательская работа).
II. Знаменитые люди в истории курского края. Известные гости соловьиного края.
- Работы педагогов.
1.1. Недригайлов О.И., учитель истории и обществознания МКОУ «Волоконская СОШ имени Героя Советского Союза А.В. Забояркина» Большесолдатского района Курской области.
archive
Г.И. Зубков. Путь к истокам (статья).
(3.80 MB)
- Работы учащихся.
2.1. Николенко А.Р., обучающаяся 10 класса МБОУ «Лицей № 21» г. Курска. Руководитель: Насаев И.О., учитель истории и обществознания.
Августейшие особы России в Курске (исследовательская работа).
III. Юбилеи курских поэтов и писателей. Литературное наследие соловьиного края.
- Работы педагогов.
1.1. Арцыбашева С.И., учитель русского языка и литературы МКОУ «Леженская ООШ» Тимского района Курской области.
archive
Интеллектуальная игра по литературе, посвящённая Ю. Н. Асмолову.
(374 KB)
1.2. Валикова Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 10 им. Е.И. Зеленко» г. Курска.
archive
Тема человека труда в рассказе П.Г. Сальникова «Точило» (сценарный план урока литературы в 11-м классе).
(40 KB)
1.3. Гладких Н.А., учитель начальных классов МКОУ «Нижнегридинская СОШ» Большесолдатского района Курской области.
archive
Литературная игра по детским произведениям Ю.Н. Асмолова на тему «Мир детства»
(35 KB)
.
1.4. Гуляева Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 30» г. Курска.
Работа с очерками В.В. Овечкина на уроках русского языка (статья).
1.5. Евдокимова Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ школа имени Героя Советского Союза Новикова К.И.» Курского района Курской области.
archive
Валентин Владимирович Овечкин «Районные будни» – деловая правда», основанная на реальных событиях (сценарный план урока родной литературы в 8 классе).
(1.59 MB)
1.6. Емельянова Е.А., учитель начальных классов МКОУ «Глебовская СОШ» Фатежского района Курской области. Моя малая родина.
archive
Стихотворение Ю.Н. Асмолова «Экспромт Васильку» (сценарный план внеурочного занятия).
(2.43 MB)
1.7. Киреева Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 59», Рядовая А.М., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 59».
archive
«Памяти живые страницы» (сценарный план урока родной литературы в 7 классе, посвящённого изучению жизни и творчества П.А. Михина).
(50 KB)
1.8. Синяева М.А., учитель МКОУ «Введенская ОШ» Тимского района Курской области.
archive
Курянин Сильвестр Медведев (сценарный план внеурочного занятия).
(4.06 MB)
1.9. Старкова Ю.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 60 имени героев Курской битвы» г. Курска.
archive
Сила «мастера своего дела» и его «место в жизни» (сценарный пан урока по рассказу П.Г. Сальникова «Точило»).
(28 KB)
Автор вступительной статьи, составитель и редактор сборника – преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» Каськова Ирина Александровна.