II Межрегиональная научно-практическая конференция «Профориентация в дошкольной образовательной организации: опыт, проблемы, перспективы»
В Курском институте развития образования проведена II Межрегиональная научно-практическая конференция «Профориентация в дошкольной образовательной организации: опыт, проблемы, перспективы».
Цель конференции – развитие межрегионального сотрудничества, профессиональное обсуждение актуальных направлений развития теории и практики ранней профориентации, трудового воспитания, педагогической поддержки игровой деятельности детей дошкольного возраста.
В работе конференции приняли участие представители АНО ДПО «Международная педагогическая академия дошкольного образования» (МПАДО), АНО «Центр научных исследований в сфере профориентации и психологии труда» и т.д..
За два дня конференции в очном и дистанционном форматах приняли участие более 330 педагогов дошкольного образования, 56 спикеров познакомили с опытом ранней профориентации Белгородской, Орловской, Свердловской областей, Республики Карелия, г. Курска, г. Курчатова, г. Железногорска, г. Щигры, Курского районов.
Работа секционных заседаний была организована по следующим направлениям:
-
«Управление процессами ранней профориентации детей дошкольного возраста»;
-
«Актуальные направления ранней профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях дошкольной образовательной организации»;
-
«Современные методы и технологии профориентации в практике дошкольного образования».
Практика образовательных организаций, размещенная в сети Интернет, представлена в формате секции «Виртуальная педагогическая гостиная».
В приветствиях Долгушиной Светланы Викторовны, заместителя министра образования и науки Курской области - начальника управления общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Курской области, Коптевой Ксении Валерьевны, ректора ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», Поповичевой Оксаны Николаевны, директора бюджетного учреждения Орловской области ДПО «Институт развития образования», были сделаны акценты на актуальности и большом значении ранней профориентации в дошкольной образовательной организации как составляющей региональной системы профориентационной работы.
В рамках заявленных секций обсуждались следующие вопросы:
-
современные подходы к ранней профориентации дошкольников: методики, программы, проекты (Смирнов Антон Юрьевич, научный руководитель АНО «Центр научных исследований в сфере профориентации и психологии труда «Навигатум», г. Москва, Киреева Айгуль Альбертовна, профориентолог, руководитель Методического центра «Навигатум», научный сотрудник в АНО «Центр научных исследований в сфере профориентации и психологии труда», г. Москва; Горбунова Татьяна Александровна, педагог-психолог, ведущий методист по дошкольному образованию издательства «Просвещение-Союз», г. Москва);
-
вызовы и возможности трудового направления воспитания детей дошкольного возраста (Савельева Татьяна Васильевна, директор Департамента стратегии развития образовательных проектов МПАДО, программный директор Всероссийского форума «Ориентиры детства», г. Москва);
-
региональные, муниципальные особенности организации системы профориентации (Фурман Елена Николаевна, заведующий кафедрой управления развитием образовательных систем, заведующий центром сопровождения профориентационной работы ОГБУ ДПО КИРО; Осетрова Оксана Александровна, директор МКУ «Центр развития образования», г. Курчатов; Байбакова Ольга Юрьевна, заведующий кафедрой ДНОиКП ОГБУ ДПО КИРО; Беляева Ольга Владимировна, начальник отдела организационно-методической работы и мониторинга муниципального автономного учреждения дополнительного профессионального образования Петрозаводского городского округа «Центр развития образования» (МАУ ДПО ЦРО), г. Петрозаводск, Республика Карелия);
-
реализация модели ранней профориентации, учитывающей специфику экономики региона (Гильманова Ольга Леонидовна, директор МАДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида, г. Нижний Тагил; Шадрина Надежда Викторовна, директор МАДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида, г. Нижний Тагил; Борисова Ирина Ивановна, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МБДОУ Петрозаводского городского округа «Центр развития ребенка - детский сад № 87 «Журавлик», г. Петрозаводск; Санькова Христина Викторовна, заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №38 «Малыш», г. Губкин, Белгородская область; Куринских Инна Владимировна, заведующий МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №19 «Светлячок», г. Губкин, Белгородская область; Гуляева Наталия Викторовна, заведующий МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Березка», г. Губкин, Белгородская область; Гамолина Оксана Юрьевна, старший воспитатель МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №77», г. Курск);
-
развивающее значение профессиональных чемпионатов (Родина Юлия Александровна, заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №62», г. Курск);
-
роль социальных партнеров в процессе профориентационной деятельности дошкольных образовательных организаций (Дремова Анна Александровна, заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №98», г. Курск; Анисенкова Елена Анатольевна, заместитель директора по развитию персонала и формированию прикладных квалификаций ОБПОУ «Курский монтажный техникум» имени героя России А.В. Лапшина, г. Курск; Пичкурова Елена Александровна, заведующий, Новикова Татьяна Николаевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка», г. Железногорск; Канаева Галина Александровна, руководитель структурного подразделения «Центр сетевого взаимодействия» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», г. Железногорск; Никулина Марина Викторовна, педагог дополнительного образования МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка», г. Курчатов);
-
особенности ранней профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях дошкольной образовательной организации (Леонова Елена Владимировна, доцент кафедры дошкольного начального образования и коррекционной педагогики ОГБУ ДПО КИРО; Евдокимова Лариса Александровна, доцент кафедры дошкольного начального образования и коррекционной педагогики ОГБУ ДПО КИРО; Куликова Ольга Алексеевна, руководитель отдела коррекционной педагогики БУ ОО ДПО «Институт развития образования», г. Орёл; Козинец Ольга Сергеевна, заведующий МБДОУ «Детский сад №8 д. Жилина», г. Орёл; Россолова Олеся Викторовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №8 д. Жилина», г. Орёл; Руденская Оксана Николаевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад №17, г. Орёл; Ласточкина Оксана Геннадьевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад №17, г. Орёл; Сидякина Лариса Владимировна, заведующий МБДОУ детский сад 92, г. Орёл; Катаева Наталия Анатольевна, заместитель директора по УВР ОКОУ «Курская школа «Ступени», г. Курск; Богачева Оксана Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №103», г. Курск; Яхьяева Аида Рамин кызы, воспитатель «Центр развития ребёнка - детский сад №103», г. Курск; Брель Наталья Владимировна, воспитатель, Илющенко Валентина Сергеевна, учитель-дефектолог МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №86», г. Курск; Быкова Анастасия Андреевна, заместитель заведующего по УВР МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 107», г. Курск; Крыгина Юлия Андреевна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24», г. Курск; Егорова Людмила Викторовна, воспитатель, Митрошенкова Елена Валериевна, воспитатель, Тяпичева Оксана Владимировна, учитель–логопед МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида», г. Железногорск; Панюкова Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №92», г. Курск; Кравцева Наталья Владимировна, воспитатель, Цапова Надежда Владимировна, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида», г. Железногорск; Банникова Светлана Николаевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида», г. Железногорск);
-
методическое сопровождение педагогов в инновационной практике (Ивакина Евгения Викторовна, старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №113», г. Курск);
-
оценка результативности профориентационной работы в дошкольных образовательных организациях (Никифорова Юлия Владимировна, педагог–организатор МБДОУ «Центр развития – детский сад № 98», г. Курск);
-
потенциал цифровой образовательной среды в ранней профориентации детей 5-7 лет (Шемета Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры дошкольного начального образования и коррекционной педагогики ОГБУ ДПО КИРО);
-
взаимодействие с семьей в процессе ранней профориентации (Сороковых Елена Николаевна, старший воспитатель, Мартынова Елена Владимировна, воспитатель, Зайцева Юлия Эльмановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Родничок» города Щигры Курской области»; Парфенова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Соловушка», Курский район; Лобусова Мариана Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4», г. Курск);
-
инновационные педагогические практики, методики и технологии ранней профориентации детей 5-7 лет (Погорелова Полина Константиновна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №113», г. Курск; Холодова Ольга Витальевна, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №113», г. Курск; Шаповалова Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24», г. Железногорск; Сойникова Татьяна Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15», г. Курск; Пикалова Дина Михайловна, педагог-организатор МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1», г. Курск).
Результаты работы конференции нашли отражение в рекомендациях:
- обеспечить организацию и научно-методическое сопровождение региональных инновационных, стажировочных площадок по ранней профориентации детей 5-7 лет;
- обеспечить методическую поддержку педагогов дошкольных образовательных организаций в вопросах ранней профориентации на региональном, муниципальном, институциональном уровнях;
- расширить практику использования современных форм и методов ранней профориентации, уделять особое внимание формированию системных представлений о профессиональной деятельности взрослых с учетом специфики экономики региона;
- создать условия для межрегионального взаимодействия, выявления и диссеминации лучших региональных практик ранней профориентации;
- способствовать развитию взаимодействия с родителями (законными представителями), социального партнерства в вопросах ранней профориентации дошкольников;
- продолжить развитие регионального цифрового образовательного пространства ранней профориентации.


