Меню
Стартовал региональный этап Всероссийского проф...

15 апреля 2024 года в ОГБУ ДПО КИРО состоялось открытие регионально...

Автор: Сергей Герасимов - 15.04.2024
Подробнее...
Семинар-практикум в рамках регионального проект...

19 апреля 2024 года состоится семинар-практикум «Функциональная ана...

Автор: Сергей Герасимов - 15.04.2024
Подробнее...
Завучи и педагоги заглянули в будущее профориен...

12 апреля 2024 года в актовом зале ОГБУ ДПО КИРО состоялась форсайт...

Автор: Сергей Герасимов - 15.04.2024
Подробнее...
Фестиваль инженерных классов в Курском автотехн...

В рамках проекта «Профессиональная траектория» Стратегии развития о...

Автор: Сергей Герасимов - 15.04.2024
Подробнее...
Вебинар «Использование инструментов автоматизир...

11 апреля 2024 года в рамках реализации областного проекта «Новые ц...

Автор: Сергей Герасимов - 12.04.2024
Подробнее...
Студенты системы СПО приняли участие в кубке по...

В период с 9 по 12 апреля 2024 года в актовом зале Курского филиала...

Автор: Сергей Герасимов - 12.04.2024
Подробнее...
«Учитель года» продолжается

В Курской области завершилось конкурсное испытание «Урок» в рамках ...

Автор: Сергей Герасимов - 12.04.2024
Подробнее...
Урок цифры «Путешествие в микровселенную: квант...

11 апреля 2024 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа...

Автор: Сергей Герасимов - 12.04.2024
Подробнее...

Информация

Актуальная информация по направлениям деятельности

КИРО

534
22.05.2023

Всероссийский форум учителей русского языка и литературы

15 и 16 мая 2023 года в городе Саранске (Республика Мордовия) состоялся Всероссийский форум учителей русского языка и литературы, в котором Курскую область представляла Екатерина Витальевна Самофалова, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района.

В первый день Форума на тематических сессиях рассмотрели вопросы, связанные с федеральной рабочей программой (ФРП) по русскому языку и литературе, подготовкой к олимпиаде и ГИА.

Так, модератором площадки была Тимофеева Анна Александровна, заместитель директора Департамента Минпросвещения России. Анна Александровна рассказала о том, что была создана группа, которая занимается составлением единых справочников, грамматик, словарей по русскому языку, и представила одного из членов этой группы – Кропачева Николая Михайловича, ректора Санкт-Петербургского государственного университета. Николай Михайлович акцентировал внимание на том, что основная задача – закрепление норм литературного языка, появление единого источника проверки этих норм в сети Интернет, чтобы не было разночтений.  Кроме того, нужно формировать культуру работы со словарями.

Людмила Викторовна Лагунова, заместитель директора Департамента, сообщила, что идет масштабная работа по обновлению содержания общего образования: в ФПУ собираются добавить не только учебники, но и учебные пособия; единые учебники по обязательным предметам будут готовы к концу 2023 года.

Добротина Ирина Нургаиновна, зав. лабораторией филологического общего образования ФГБНУ ИСРО РАО, акцентировала внимание на вопросах сохранения и защиты русского языка, самобытности, уникальности слова; на особом подходе к представлению содержания КИМов по русскому языку и литературе.

Затем по онлайн-связи подключился министр просвещения Сергей Кравцов. Он озвучил, что русский язык и литература – одни из важнейших школьных предметов, в преподавание которых закладывается также воспитательный аспект, что учителя русского языка и литературы доносят до ребят те ценности, которые есть в российской культуре и традициях.

На тематической сессии по ФРП участникам Форума было предложено поработать в обновленном Конструкторе и создать рабочую программу по литературе. Например, выделенные в тематическом планировании в красный квадрат произведения можно выбирать. Кроме того, появилась возможность добавить дату, примечания.

Говоря о подготовке к олимпиаде по русскому языку, спикеры обратили внимание на лингвистическое конструирование (сравнение) языков, ресурсы, которыми можно воспользоваться на уроках, дополнительных занятиях (например, задания олимпиады «Ломоносов», сайт «ДРЕВОСЛОВ», электронная библиотека Древней Руси, сайт НКРЯ).

Вторая часть первого дня – мастер-класс по интеграции содержания учебных предметов (литература и история) с деятельностью школьных театров. Участникам Форума было предложено почувствовать себя учениками на уроке: 7 человек пригласили на сцену, попросили выбрать 1 предмет и подумать, кому он мог принадлежать, связать с каким-нибудь произведением. Все единодушно решили, что речь пойдет о «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Участникам необходимо было зачитать слова в зависимости от того, какого персонажа выбрали, какое событие происходило. В конце мастер-класса были вопросы по произведению после просмотра фрагмента современной пьесы по мотивам «Капитанской дочки».

Завершился первый день Форума спектаклем «Война и мир», который показали обучающиеся 10-х классов образовательного центра «Тавла» (школа №17), на базе которой и проходило мероприятие.

Во второй день Форума на тематических сессиях участники обсудили специфику изучения родного (русского) языка, проектную и учебно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы, опыт расширения круга чтения школьников в центре «Педагог 13.ру».

На сессии, посвященной расширению круга чтения школьников, большое внимание было уделено современным писателям. Баранова Мария Вячеславовна, методист центра информационных технологий из Ярославской области, отметила, что у современных авторов есть сайт, блог, они живут «теперешней жизнью, говорят таким же языком». Отметила отличительные черты прозы 2010-2020-х годов: входит тема смерти, больше героев  - детей с неблагополучной историей, появляются темы трудностей и радостей обретения семьи (например, Д.Сабитова). Напомнила о том, где можно посмотреть список литературы для детей: на сайтах РГДБ, «ПАПМАМБУК», «Библиогид» и др. Мария Вячеславовна порекомендовала сборник «Рассказы Волчка».

На сессии по родному языку и  литературе были представлены мастер-классы участников 1 Всероссийского конкурса учителей родного языка и родной литературы: работа со словом, текстом, с картинами художников, выступающими как способ лингвокультурологического анализа.

После тематических сессий обучающимися был показ спектакль «Уроки французского».

Завершился Форум экскурсиями по городу Саранску, посещением Мордовского республиканского музея искусств им. С. Эрьзя.

Благодарим Екатерину Витальевну за предоставленные материалы Форума.

ФРП по русскому языку и литературе: особенности структуры и содержания
Ссылка на трансляцию: https://vk.com/video-160232510_456239252?list=ln-uU3sHOiph7tbFs4Yow

Готовим школьников к ГИА. Система оценивания
Ссылка на трансляцию: https://vk.com/video-160232510_456239253?list=ln-rjQbt5WpoZGcGw2TQc

Готовим школьников к олимпиаде по русскому языку и литературе
Ссылка на трансляцию: https://vk.com/video-160232510_456239254?list=ln-I3EW0mqMIbIIrLGbK0

МАСТЕР-КЛАСС. Интеграция содержания учебных предметов (литература и история) с деятельностью школьных театров
Ссылка на трансляцию: https://vk.com/video-160232510_456239258?list=ln-SbXL3yoPlzXz1MnziF

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Ссылка на трансляцию: https://vk.com/video-160232510_456239251?list=ln-5imhthYF4ZXTaSK812

Особенности изучения родного языка (русского)
Ссылка на трансляцию: https://vk.com/video-160232510_456239255?list=ln-5EZ9yywZyN0H1cVXrk

Расширяем круг чтения
Ссылка на трансляцию: https://vk.com/video-160232510_456239256?list=ln-X3dqx69x23LERGnPOg

Проектная и учебно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Ссылка на трансляцию: https://vk.com/video-160232510_456239257?list=ln-nJ3XKRsF3zCOWRspOs