');>

11 декабря 2018 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Курска в рамках работы стажировочной площадки для слушателей курсов Курского института развития образования проходил семинар - тренинг по теме «Формирование функциональной грамотности младшего школьника».

В семинаре принимали участие 40 учителей начальных классов города Курска и Курской области.

В рамках семинара учителя - стажёры рассмотрели возможные пути конструирования дидактического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности современного младшего школьника. Учителя – модераторы раскрыли характеристику всех компонентов функциональной грамотности: интегративных и предметных. Особое внимание на семинаре было уделено методике формирования предметных компонентов в процессе изучения предметов учебного плана. В ходе проведения семинара педагоги приняли участие в мастер-классах и посетили открытый урок по литературному чтению.

На открытом уроке  по литературному чтению «Художник жизни - А.П.Чехов. «Степь» (УМК «Начальная школа XXI века», учитель-модератор Чернова Тамара Николаевна) слушатели познакомились с приёмами и методами формирования литературной функциональной грамотности: приём «Кроссенс» на стадии вызова; «Пирамидная история» - на стадии осмысления; «Красная нить» - на стадии рефлексии.

Для формирования мотива чтения Тамара Николаевна до слушания и чтения литературного произведения предложила  заглянуть в «Литературный сундучок» и определить для себя круг вопросов - заданий к данному уроку.

Учитель – модератор Чернова Т.Н.  в течение всего урока обращала особое внимание на содержательный анализ текста. В этом ей помогали ученики, которые объединились в группы «Биографы» и «Историки». При анализе художественного текста, раскрытии авторского замысла, авторской идеи произведения учителю помогали ребята из группы «Литературоведы».

Важной частью работы учителя на данном уроке было определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности школьников. Поэтому в конце урока был проведён рефлексивный анализ. Учащиеся выбирали информацию для оценки реальных жизненных ситуаций и моделирования обложки книги писателя А.П.Чехова «Степь».

В рамках мастер-класса «Функциональная грамотность младшего школьника: формирование информационной грамотности», проведенного учителем - модератором Петришиной Т.В., слушатели познакомились с алгоритмом конструирования  дидактических учебных задач, упражнений  на формирование и развитие математической функциональной грамотности: задачи и упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни; упражнения на установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира и другие.

Выполняя контрольные  задания, учителя-стажёры потренировались использовать разные типы учебных текстов: информационно-содержательный, инструктивный, справочный.

Учитель – модератор Путря Людмила Валентиновна, выступая с мастер-классом по теме «Функциональная грамотность младшего школьника: формирование читательской грамотности», познакомила слушателей с моделью формирования и развития  языковой функциональной грамотности.

Людмила Валентиновна обратила внимание педагогов на составляющие, которые обеспечивают сформированность языковой функциональной грамотности: владение культурой речи, использование языковых средств сообразно ситуации общения, выбор программы речевого поведения, способность решать средствами языка актуальные задачи общения (в бытовой, общественной, культурной сфере).

В рамках мастер- класса учителя – стажёры выстроили систему упражнений, способствующих формированию языковой грамотности младших школьников, обсудили общие методические подходы к организации обучения.

Подводя итого семинара – тренинга, руководитель стажировочной площадки Чурилова Ольга Леонидовна  отметила,  что любой предмет учебного плана начальной школы вносит свой вклад в становление того или иного компонента функциональной грамотности.  Вместе с тем у каждого учебного предмета есть приоритетная роль в предметной составляющей.

Семинар получил высокую оценку педагогов. Учителя – стажёры отметили высокую практическую значимость представленных материалов для достижения метапредметных результатов в работе с информационными и художественными текстами.

 

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ

 

Полезные ссылки

 
   

 

О нас

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Курский институт развития образования"

305004, г. Курск, ул. Садовая 31

График работы:

Пн-пт 8:30-17:00

Перерыв - 12:30-13:00

тел.: (4712) 707-802

e-mail: kiro-46@mail.ru

                kiro46@kiro46.ru

S5 Box

Вход

НАЖИМАЯ НА КНОПКУ "ВОЙТИ", Я ДАЮ СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Register

*
*
*
*
*
*

Поля, отмеченные "*", обязательные для заполнения.