Меню
Сегодня в средней общеобразовательной школе №14...

Сегодня в средней общеобразовательной школе №14 г. Железногорска пр...

Автор: Сергей Герасимов - 26.04.2024
Подробнее...
Естественно-научная грамотность

26 апреля 2024 года в целях реализации регионального плана мероприя...

Автор: Сергей Герасимов - 26.04.2024
Подробнее...
Первое место во Всероссийском конкурсе эссе «Де...

24 апреля 2024 г. в Министерстве финансов Российской Федерации были...

Автор: Сергей Герасимов - 26.04.2024
Подробнее...
День защиты детей в образовательной организации

Масштабное мероприятие по отработке действий в чрезвычайной ситуаци...

Автор: Сергей Герасимов - 26.04.2024
Подробнее...
Завершился региональный этап Всероссийского про...

25 апреля 2024 года в ОГБУ ДПО КИРО завершился региональный этап Вс...

Автор: Сергей Герасимов - 26.04.2024
Подробнее...
25 апреля 2024 года на базе ОБПОУ «Железногорск...

В олимпиаде приняли участие девять профессиональных образовательных...

Автор: Сергей Герасимов - 26.04.2024
Подробнее...
25 апреля 2024 года завершился региональный эта...

На площадке Курского института развития образования  состоялось кон...

Автор: Сергей Герасимов - 26.04.2024
Подробнее...
Опыт Курской области представлен на межрегионал...

24–25 апреля АНО ДПО «Национальный институт качества образования» с...

Автор: Сергей Герасимов - 26.04.2024
Подробнее...

Информация

Актуальная информация по направлениям деятельности

КИРО

761
26.04.2022

Заздукина Анна Алексеевна

 Geor Lenta

Заздукина Анна Алексеевна,

учитель математики Пальцевской средней школы Дмитриевского района

(по материалам учителя истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» города Железногорска Сапуновой С.Н.)

Заздукина (до замужества – Просолупова) Анна Алексеевна (22.10.1922 – 09.09.2013 гг.) родилась в с. Рышково Михайловского (ныне Железногорского) района Курской области.

Анна Алексеевна родом из крестьянской семьи, где, помимо нее, росли и воспитывались еще два брата: Дмитрий и Николай, и сестра Нина. Отец работал железнодорожником, мать была домохозяйкой, занималась воспитанием детей. Отец умер летом 1922 года, еще до ее рождения. Матери пришлось одной поднимать четверых детей.

В 1936 году Анна Алексеевна окончила семилетнюю Михайловскую школу и поступила в Дмитриевское педагогическое училище. После его окончания в 1940 году она была направлена в Лубошевскую семилетнюю школу Михайловского района Курской области. Именно там начался ее долгий учительский путь.

Восемнадцатилетней девушкой Анна Алексеевна начала преподавать уроки математики в 5-7 классах. Однако начало Великой Отечественной войны внесло суровые коррективы в ее радужные и безоблачные планы. С октября 1941 года село Рышково попало в зону немецко-фашистской оккупации, поэтому уроки во всех школах Курской области пришлось прервать. Учителя, ученики – все бросили свои силы на борьбу с фашизмом. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную армию, в партизанские отряды.  

С первых же дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, уборке урожая в колхозах и совхозах, в оказании помощи раненым, в шефстве над семьями фронтовиков. Многие сотрудничали с подпольными организациями и партизанскими отрядами.  Так и Анна Алексеевна с учениками и жителями села в годы оккупации помогала бойцам партизанских отрядов. Они собирали вещи, продукты питания, лекарства, тем самым обеспечивая партизан самым необходимым, передавали информацию об обстановке на оккупированной территории, вели просветительско-агитационную работу среди населения. С августа 1941 года по март 1943 года в районе с.Рышково действовал Михайловский партизанский отряд, который вел бои с воинскими подразделениями и карательными экспедициями противника, совершал диверсии и проводил разведывательную работу в тылу врага. 15 февраля 1943 года с.Рышково было освобождено от немецких захватчиков. Но война продолжалась…

Анна Алексеевна с оставшимися, не ушедшими на фронт учителями стала готовиться к новому учебному году. Теперь перед школой стояло еще больше задач: в военных условиях предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся; организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого её участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительскую работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве.

Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов. Большинство детей старшего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах или учились в ремесленных училищах и школах ФЗО, которые готовили кадры для народного хозяйства.

В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы учебные планы. Некоторые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из учебных планов, увеличивалось число часов на русский язык, литературу и математику. По постановлению ГКО о Всеобщем обучении с сентября 1941 года в школах была начата военно-допризывная подготовка учащихся старших, а в 1942-1943 учебном году введен новый предмет – военное дело.

Условия работы школы в период войны были очень тяжелыми. Миллионы советских детей на временно оккупированных территориях вообще не учились, поэтому после возобновления работы большинство школ работало в две-три смены. Не хватало учебников, тетрадей, учебных пособий. Не было электричества. В зимний период недостаточно было дров и керосина - классы не отапливались, ученики обучались в верхней одежде. По-прежнему сохранялся дефицит продовольственного снабжения населения. Однако такие трудности не сломили стремление детей к знаниям, а учителей – к всеобъемлемому обучению.

В тяжелых, на тот момент еще военных условиях, с августа 1943 года по август 1944 года проработала учителем математики и физики 5-7 классов в Злобинской семилетней школе Михайловского района Курской области и Анна Алексеевна. В августе 1944 года она была переведена в Волковскую семилетнюю школу Михайловского района Курской области, в которой трудилась 3 года. Школа находилась примерно в 15 км от дома Анны Алексеевны в с.Рышково. Порой пешком ей приходилось добираться до школы и обратно, невзирая на усталость и непогоду.

В августе 1947 года ее переводят по месту жительства учителем математики и физики в Рышковскую семилетнюю школу. Однако в начале учебного 1947 года она выходит замуж за Заздукина Василия Дмитриевича и переезжает в с.Пальцево Дмитриевского района Курской области. Приказом Михайловского РОНО  она была откреплена от района и 20 сентября 1947 года Дмитриевским РОНО назначена учителем начальных классов в Пальцевскую семилетнюю школу Дмитриевского района Курской области. Школа располагалась в небольшом одноэтажном деревянном здании, где помещались только дети начальных классов. А уже в начале 50-х годов было построено кирпичное двухэтажное здание, вмещавшее до 300-400 обучающихся.

С сентября 1950 года Заздукина А. А. переведена учителем математики 5-х классов в той же школе, и непрерывно работала там 29 лет до 1 сентября 1979 года.

В послевоенные годы, когда уровень грамотности в связи с продолжительной Великой Отечественной войной значительно снизился, Пальцевская семилетняя школа Дмитриевского района была переполнена. Ее посещали дети из близлежащих районов Киликино, Моршнево, Таракановки, Полозовки. Занятия проводились в 2-3 смены. Когда ребят из района стало достаточно много, школа заработала как школа-интернат в условиях постоянного пребывания ребят в школе.  

1 сентября 1979 года Заздукина Анна Алексеевна была освобождена от должности учителя в связи с уходом на пенсию. Но без профессиональной работы она не смогла. В 1985 году она вновь вернулась на работу учителем и трудилась еще 2 полных учебных года. К тому времени Пальцевская школа уже имела статус средней.

Почти 40 лет своей жизни отдала Заздукина А. А. школе. За ее большое терпение, профессионализм, справедливость, честность, порядочность и доброту ее ценило не одно поколение учеников. Анна Алексеевна всю жизнь пользовалась большим уважением среди коллег и обучающихся. Она была примером стойкого характера, способного к преодолению любых трудностей, примером огромного терпения и силы воли.

zvezda